115 лет назад 25 марта 1907 года родился замечательный ленинградский-петербургский художник ХХ столетия прекрасный живописец, рисовальщик, блистательный мастер пастели и особенно акварели Гавриил Кондратьевич Малыш (1907-1998). Этой видеовыставкой мы знакомим лишь с малой частью произведений мастера из значительной коллекции (свыше 300 работ), подаренной музею в 2002 году вдовой художника, неутомимым пропагандистом его творчества Евгенией Ефимовной Малыш.
Прежде всего Гавриил Малыш известен, как пейзажист. Большинство его произведений – это среднерусские пейзажи Валдая, Пскова, Поволжья, залитые солнцем пейзажи Крымского полуострова, мощные по звучанию горные пейзажи Кавказа и шахтерских поселков Донбасса, лаконичные, изысканные, полные поэзии ленинградские пейзажи. От его пейзажей с цветущими яблоневыми, абрикосовыми и персиковыми деревьями веет такой пронзительной задушевностью и красотой. Пейзажи города на Неве наполненные влажным воздухом, легкой дымкой, с их приглушенной серовато-жемчужной гаммой, великолепно передающей очарование набережных рек, каналов, мостов города белых ночей. Стоит только сожалеть, что петербургская тема не стала для мастера одной из основных.
В своей любимой технике акварели Гавриил Малыш постоянно экспериментировал, для каждого листа находя свою палитру, настраивая ее как тончайший инструмент. Художник чаще всего использовал прием «по-мокрому»: писал на влажной бумаге быстро и виртуозно а la prima, на одном дыхании, в один прием и в каждом прикосновении кисти должен точно попасть в нужный цвет, тон. Обладая прекрасной зрительной памятью свои пейзажи-фантазии Гавриил Кондратьевич писал без подготовительного рисунка, лишь сверяясь с набросками в маленьких блокнотиках (три из них находятся в нашем собрании). Многие из этих миниатюрных рисунков привлекают своим мастерством, выверенностью композиции и цветовой гаммы. Или наоборот, чтобы достичь поразительной мощи и монументальности отдельных работ, мастер выбирает иную технику, иной прием: пишет корпусно, добавляя плотности красочного слоя, накладывая один слой краски за другим, добиваясь яркого, насыщенного, мажорного цвета.
Особой изысканностью по композиции и колориту отличатся его натюрморты, они чаруют своей необычайной сочностью, красотой и удивительной поэтичностью.
Произведения этого мастера поразительны по своей музыкальности. Гавриил Кондратьевич любил музыку, чувствовал ее глубинно. Наиболее близки ему были Л.В. Бетховен с его насыщенным, драматическим звучанием музыки и В.А.Гаврилин – музыка, которого отличалась особой чистотой и неповторимостью. Недаром он говорил, что «живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух – чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь мыслить цветом». И Гавриилу Малышу это в полной мере удавалось.
В последние годы своей жизни художник много и успешно работал в технике масляной пастели, которая привлекала его своим интенсивным чистым цветом.
Всех кто хорошо знал Малыша, он поражал своей исключительной работоспособностью и самоотдачей: «… если он не брал кисть в руки хотя бы один день, то сетовал: день прошел зря». Мастер всегда работал с наслаждением, и это ощущение радости творчества, в полной мере передается зрителю.
Гавриил Кондратьевич скончался 25 октября 1998 года на 92 году жизни. Похоронен на Литераторских мостках. Надгробный памятник Г.К.Малышу представляет собой невысокую, трехчастную гранитную стелу (габбро) с мозаикой, создан его ученицей, известным художником-акварелистом А. Б. Лесовой.
Ирина Лермонтова, искусствовед, хранитель фонда графики
«Умение мыслить цветом». Г.К.Малыш на RUTUBE