«Умение мыслить цветом». Г.К.Малыш

115 лет назад 25 марта 1907 года родился замечательный ленинградский-петербургский художник ХХ столетия прекрасный живописец, рисовальщик, блистательный мастер пастели и особенно акварели Гавриил Кондратьевич Малыш (1907-1998). Этой видеовыставкой мы знакомим лишь с  малой частью произведений мастера из значительной коллекции (свыше 300 работ), подаренной музею в 2002 году вдовой художника, неутомимым пропагандистом его творчества Евгенией Ефимовной Малыш.

Прежде всего Гавриил Малыш известен, как пейзажист. Большинство его произведений – это среднерусские пейзажи Валдая, Пскова, Поволжья, залитые солнцем пейзажи Крымского полуострова, мощные по звучанию горные пейзажи Кавказа и шахтерских поселков Донбасса, лаконичные, изысканные, полные поэзии  ленинградские пейзажи. От его пейзажей с цветущими яблоневыми, абрикосовыми и персиковыми деревьями веет такой  пронзительной задушевностью и красотой. Пейзажи  города  на Неве  наполненные влажным воздухом, легкой дымкой, с их приглушенной серовато-жемчужной гаммой, великолепно передающей очарование набережных рек, каналов, мостов города белых ночей. Стоит только сожалеть, что петербургская тема не стала для мастера одной из основных.

В своей любимой технике акварели Гавриил Малыш постоянно экспериментировал, для каждого листа находя свою палитру, настраивая ее как тончайший инструмент. Художник чаще всего использовал прием «по-мокрому»: писал на влажной бумаге быстро и виртуозно а la prima, на одном дыхании, в один прием и в каждом прикосновении кисти должен точно попасть в нужный цвет, тон.  Обладая прекрасной зрительной  памятью свои пейзажи-фантазии Гавриил Кондратьевич писал без подготовительного рисунка, лишь сверяясь с набросками в маленьких блокнотиках (три из них находятся в нашем собрании). Многие из этих миниатюрных рисунков привлекают своим мастерством, выверенностью  композиции и цветовой гаммы. Или наоборот, чтобы достичь поразительной мощи и монументальности отдельных работ, мастер выбирает иную технику, иной прием: пишет корпусно, добавляя плотности красочного слоя,  накладывая один слой  краски за другим, добиваясь яркого, насыщенного,  мажорного цвета.

 Особой изысканностью по композиции и колориту отличатся его натюрморты,  они чаруют своей необычайной сочностью, красотой и удивительной поэтичностью.

 Произведения этого мастера поразительны по своей музыкальности. Гавриил Кондратьевич любил музыку, чувствовал ее глубинно. Наиболее близки ему были Л.В. Бетховен с его насыщенным, драматическим звучанием музыки  и В.А.Гаврилин – музыка, которого отличалась особой чистотой и неповторимостью. Недаром он говорил, что «живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух – чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь  мыслить цветом».  И Гавриилу Малышу  это в полной мере удавалось.   

В последние годы своей жизни художник много и успешно работал в технике масляной пастели, которая привлекала его своим интенсивным чистым цветом.

Всех кто хорошо знал Малыша, он поражал своей исключительной работоспособностью и самоотдачей: «…  если он не брал кисть в руки хотя бы один день, то сетовал: день прошел зря».  Мастер всегда работал с наслаждением, и это ощущение радости творчества,  в полной мере передается зрителю.

Гавриил Кондратьевич скончался 25 октября 1998 года на 92 году жизни. Похоронен на Литераторских мостках.  Надгробный памятник Г.К.Малышу представляет собой невысокую, трехчастную гранитную стелу (габбро) с мозаикой, создан его ученицей, известным художником-акварелистом А. Б. Лесовой.

Ирина Лермонтова, искусствовед, хранитель фонда графики

©ГМГС, 2022

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: