В.П.Соловьёв-Седой — выдающийся композитор-песенник

Жизнь композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907–1979) неразрывно связана с Петербургом-Ленинградом: здесь он родился, учился, жил и творил. Его песни о Ленинграде – до сих пор музыкальная визитная карточка «города над вольной Невой».

В.П. Соловьёв-Седой родился в 1907 году. Детство его прошло в Петербурге, в доме № 139 по Старо-Невскому проспекту. Отец будущего композитора был дворником, мать горничной. В доме, где Соловьевы жили до 1929 года, открылся кинотеатр. Демонстрация немых фильмов сопровождалась игрой аккомпаниатора. Однажды, на пианино, стоявшем у экрана, Василий без труда подобрал по слуху «Светит месяц». Удивив этим киномеханика, мальчик получил разрешение ежедневно по утрам садиться за инструмент. Такие занятия помогли Василию Павловичу, когда уже после революции и смерти матери, он занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах за плату. Она была нелишней в голодные годы Гражданской войны.

В 1929 году Василий Соловьёв поступает в Центральный музыкальный техникум на композиторское отделение. Его наставником стал выдающийся педагог Петр Борисович Рязанов, воспитавший плеяду будущих известных композиторов – И. Дзержинского, Н. Гана, Н. Богословского, Г. Свиридова. В 1931 году курс в полном составе был переведен в консерваторию. В середине 1930-х годов приходят и первые успехи. Именно тогда на ленинградском конкурсе массовых песен, как лучшие были отмечены работы В. Соловьёва-Седого. Молодой композитор начинает работать с известными исполнителями Ирмой Яунзем, Леонидом Утёсовым, Руженой Сикора.

22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием «Застава дорогая». На третий день войны, 24 июня, Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни. Помчался к своему другу – актеру Театра драмы им. А.С. Пушкина Александру Борисову, нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Одна за другой появляется множество замечательных, горячо любимых в народе песен: «Вечер на рейде» (слова А.Д. Чуркина, 1941), «Вася Крючкин» (слова В. Гусева), «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» (слова В. Лебедева-Кумача), «Как за Камой, за рекой» (слова В. Гусева), «Не тревожь ты себя, не тревожь» (слова М. Исаковского) и другие. Их часто исполняли перед солдатами на передовой. Подлинно народной стала песня композитора «Вечер на рейде» (слова А.Д. Чуркина, 1941). Она прославила его имя.

Мирная жизнь давала композитору широкое поле деятельности. Первые послевоенные годы характерны для Василия Павловича появлением песен, написанных для кинофильмов: «Небесный тихоход» (1945), где зазвучала ставшая бессмертной песня «Пора в путь-дорогу». Много работал композитор над музыкой и песнями к кинофильмам. Всего их было пятьдесят. Самые известные – «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Любовь Яровая», «Максим Перепелица».

1950-е годы время зрелости, мудрого знания жизни – В. П. Соловьёв-Седой избран депутатом Верховного совета СССР. В 1957-1974 годах – секретарь Союза композиторов СССР, с 1960 года – секретарь Союза композиторов РСФСР. Он обращен к людям. Особенно старается помочь молодым музыкантам.

Общественная деятельность никоим образом не отвлекала его от творчества. Он создает песни, которые поёт вся страна: «В путь», «Версты», « Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев», «Подмосковные вечера». Кстати, судьба последней не сразу складывалась успешно – созданная для фильма, рассказывающего о советском спорте, она не была замечена. Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню — не более. Успех пришел после обработки музыкального материала В. Кнушевицким, дирижером и руководителем оркестра Всесоюзного радио. Для песни придумали новую аранжировку и записали ее с оркестром и женским хором. Лирическая мелодия, простые задушевные слова оказались тем, что ожидалось людьми. Её запели в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи студентов в Москве. «Подмосковные вечера» – произведение поистине народное, оно знакомо каждому россиянину, является своеобразной визитной карточкой страны.

Всенародно любимый композитор был отмечен многими наградами, среди которых были и самые высокие. Произведения Соловьёва-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века, став музыкальным памятником эпохи. В них отразилась жизнь поколения, чья молодость пришлась на 30-е годы — поколения, которое прошло огонь Великой Отечественной войны и продолжило трудиться в мирное время.

Василий Павлович Соловьёв-Седой яркое – явление музыкальной культуры нашей страны. Он создал не только ряд гениальных произведений, но свой собственный неповторимый музыкальный стиль, соединивший интонации и ритмы русской народной и городской лирической песни. Незабываемые мелодически яркие, эмоционально щедрые, лирические или по-доброму шутливые песни Соловьёва-Седого востребованы не только в дни его юбилейных концертов и всероссийских праздников.

Композитор ушел из жизни в 1979 году. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки». Надгробие в виде лиры, задрапированной солдатской плащ-палаткой, создано выдающимся скульптором М.К. Аникушиным и архитектором Ф.А. Гепнером в 1985 г.

Александра Соловьёва. В публикации использованы материалы И.А.Столяровой

 

В.П.Соловьёв-Седой. «Разговор с городом. Эдуард Хиль

В.П.Соловьёв-Седой. «Наш город»

В.П.Соловьёв-Седой. «Вечерняя песня». Марк Бернес

В.П.Соловьёв-Седой. «Подмосковные вечера». Владимир Трошин

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: