Творческий путь длиною в жизнь               

Фильм «Третья молодость»

Ценители классического балета, когда речь заходит о его реформе, вспоминают Мариуса Петипа (1818-1910) и его сотрудничество с Петром Ильичом Чайковским (1840-1893). 

 Первый был артистом балета, педагогом, балетмейстером. Француз по происхождению, Петипа в девятнадцать лет получил ангажемент в Санкт-Петербург, и всю свою дальнейшую жизнь связал с этим городом. Он с детства выступал на сцене, работал в разных театрах Франции, США, Испании, где изучал национальные танцы. В дальнейшем в стилизованном виде внедрял их в классический балет. Его постановки были зрелищные, многонаселенные, обладавшие богатейшей хореографической лексикой. Творчество Петипа положило начало направлению хореографического симфонизма. «Это проблема связана не только с внешним обогащением танца путем усложнения его форм, композиционных рисунков и линии, но это выражается в движении и развитии музыкальных тем. Главное и самое существенное — наполнение танца глубоким содержанием, возможность создавать на драматической музыкальной основе танцевальное действие, раскрывать драматические конфликты, воплощать человеческие образы, полные мыслей, чувств, настроений», — такое определение этому явлению дала советский балетовед, артистка Э. В. Бочарникова.

 Встреча Петипа с Чайковским вероятнее всего произошла в 1886 году. В 1889 году над «Спящей красавицей» постановщик и композитор уже работали вместе. Чайковский создал три балета, кроме названного, «Лебединое озеро» (1876) и «Щелкунчик» (1892). Они для композитора были сказочным миром, наполненным яркими событиями, где оживали фантастические герои. Действие каждого танца, оркестровые вставки соединялись не механически, а подчинялись содержанию. Так было написано «Лебединое озеро». Но в постановке чешского артиста Вацлава Рейзингера на сцене московского Большого театра в 1877 году произведение получило оценку критиков, как «едва ли не самого казенного, скучного и бедного балета, что дается в России». Петипа и Чайковский познакомились в тот момент, когда постановщик стал сомневаться в том, что ему удастся еще что-то сделать для развития балета, а композитор стал приходить к выводу, что пластичность его музыки и танцевальные ритмы он будет использовать только для создания опер, симфоний и романсов. Встреча двух творцов была знаковой, они хорошо понимали друг друга и музыку, видели ее. Результатом их сотрудничества стало появление двух балетов и написание Петипа нового либретто для «Лебединого озера» и его невероятно успешная постановка Львом Ивановым (1834-1901), правда, уже после смерти Чайковского, на сцене Мариинского театра.

Фильм «Третья молодость» рассказывает о долгом и непростом жизненном пути Петипа, который всегда был связан с творчеством, танцем, балетом, музыкой, невозможностью жить без них. При этом любовь к ним сочеталась с потребностью поисков нового, чувством того, что замечательное может стать еще более прекрасным. И, как истинный художник, балетмейстер не мог противиться силе, живущей внутри него и желающей явиться на свет в виде новых и все более совершенных постановок на сцене театра. И с таким соратником, другом, гением Чайковским судьба свела его в весьма преклонном возрасте, но это никак не сказалось на его чувстве ритма, образном мышлении, четкости выстраивания партитуры движении.

 «Третья молодость» была второй французско — советской совместной работой после фильма «Нормандия-Неман» (1959, реж. Ж. Древиль), основанного на реальных событиях. За основу фильма о Петипа был взят роман современного режиссера, писателя Пьера Жильбера. Авторами сценария выступили Поль Андреота, создавший сценарии более чем к 40 фильмам, работавший во многих жанрах: от детективных и любовных историй, до хорроров и мистики, и советский автор Александр Галич. Вероятнее всего легкость, юмор, умение подмечать свойственные русским людям особенности были привнесены в картину именно им. Режиссером фильма стал Жан Древиль (1906-1997), начавший свою кинокарьеру уже в 1927 году актером в фильме Ганса Абеля «Наполеон», продолживший работать в кино в качестве сценариста и режиссера, снявший более 50 картин, в числе которых были и военные драмы, и комедии, и исторические ленты, такие как «Королева Марго» (1954) с Жанной Моро в главной роли. Режиссер уже обращался к российской действительности, погружался в колорит жизни (то, как он себе ее представлял) в столице России в конце XIX – начале XX века, сняв мелодраму «Белые ночи Санкт-Петербурга» (1938).

 «Третья молодость» — фильм-биография, но в нем есть художественный вымысел. Создатели не ставили своей целью быть точными во всех деталях личной жизни. Для них важнее было передать атмосферу, в которой творил Петипа, сложности внешние и его личные, при работе над балетами. Какие-то персонажи стали собирательными образами, включившие в себя черты разных людей, окружавших постановщика. Например, его дочь в фильме зовут Катя. Хотя у Петипа было много детей от разных женщин, но девочки с таким именем не было. В фильме говорится о несчастном случае с ребенком, но в нем есть надежда на то, что она поправится. В реальной же жизни известно, что одна из дочерей балетмейстера умерла в раннем возрасте. Есть предположение, что от постановки «Щелкунчика» он отказался из-за того, что переживал трагедию. Но в фильме на этом не акцентируется внимание, и факт биографии дополняется авторским вымыслом.

  Фильм повествует не совсем о Петипа, и даже не о его взаимоотношениях с людьми из разного круга. Картина очень похожа на визуальное воплощение фразы К.С. Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». В фильме  мало кадров из постановок произведений Чайковского, музыка звучит, но в очень ограниченном количестве. В центре внимания картины оказываются люди — талантливые, болеющие, в хорошем смысле этого слова, искусством. При всей их увлеченности делом, которым они занимаются, цели у них разные. Антон Минх (актер Жак Ферье), главный дирижер Мариинского театра, — еще один вымышленный персонаж, олицетворяет собой человека, жаждущего при помощи музыки добиться благосклонности сильных мира сего и поклонения ему окружающими людьми, страдающий от невозможности быть признанным, завидующий коллегам и от бессилия ищущий спасание в злости и алкоголе. Александр Гедеонов (актер Николай Черкасов) — директор императорских театров, в большей степени показан таким барином, который упивается шикарной петербургской жизнью, любуясь на балет в парках Петергофа, где танцоры больше напоминают ожившие фигуры окружающего великолепия и выполняющие танцевальные па в угоду жаждущих наслаждений людей. Ему непонятно желание Петипа (актер Жиль Сегаль) работать, если можно получать деньги и ничего не делать, а брать от  жизни удовольствия. Но гедонизм не близок балетмейстеру. С супругой Машенькой Суровщиковой (актриса Наталья Величко) Петипа тоже не удается найти взаимопонимания. Она жаждала реализации собственных амбиций, выступлений на лучших сценах мира. Ей важно было не совершенство танца, передача внутреннего мира героинь, исполняемых ею, а поиск движений, сцен, в которых она будет выглядеть выигрышно, и зрители будут рукоплескать ей, а руководство театров продлевать контракты. Для того, чтобы найти родственную душу, эмоциональную поддержку, Петипа пришлось пройти долгий путь, пока он, наконец, не встретил Чайковского (актер Олег Стриженов). Они вместе создавали, спорили, расходились во мнении, но это была рабочая, способствующая творчеству атмосфера. За верность делу, усердие, желание поднять произведения искусства на новый уровень, в конце фильма все овации зрителей и слушателей получают те, кто любил музыку и балет больше себя: Петипа и Чайковский. Современным зрителям уже не важны нюансы их личной жизни, достоверность фактов, в которых они творили свои шедевры. Остались произведения: музыка композитора, либретто и движения танца балетмейстера, — настоящие, искренние, талантливые, от этого всегда актуальные.

Надежда Шибаева, методист, киновед

Смотреть фильм

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: