25 лет со дня открытия памятника Д.Д. Шостаковичу

Подготовка к 90-летию со дня рождения выдающегося композитора  Д.Д. Шостаковича длилась несколько лет, планировались и проводились различные концерты, фестивали и мероприятия. Средства от концертов фестиваля, организованного М.Л.Ростроповичем, переданы в фонд сооружения памятника в Петербурге. В 1996 году начались работы по проектированию и созданию этого монумента. Конечно, об увековечении имени Д. Шостаковича думали давно, в Ленинграде-Петербурге уже были установлены несколько мемориальных досок. Но памятника выдающемуся композитору ещё не было, и в преддверии юбилея в городскую администрацию начали поступать предложения о создании памятника Д.Д. Шостаковичу. Рассматривали кандидатуры авторов и выбирали место установки будущего монумента, предлагались, например: «парк 300-летия Санкт-Петербурга в зоне будущего «Певческого поля» или «сквер на пересечении Стремянной ул. и Дмитровского переулка». В числе возможных авторов мог быть скульптор Л.К. Лазарев, выполнивший к тому времени мемориальную доску, посвящённую композитору (1991 г.). Скульптор А.Черницкий предложил свой портрет        

Д.Д. Шостаковича в качестве основы будущего памятника. Это предложение встретило поддержку и одобрение, в итоге работа над монументом поручена творческому тандему в лице скульптора Александра Николаевича Черницкого (1918-2010) и архитектора Станислава Павловича Одновалова (1934-2014).

Местом установки памятника выбран дом 37 по Большой Пушкарской улице, угол с Кронверкской улицей, где Д.Д. Шостакович жил с 1937 по 1941 годы. Именно здесь, на фасаде по Большой Пушкарской была установлена бронзовая мемориальная доска, выполненная скульптором Л. Лазаревым. Памятник же предполагалось установить «по оси курдонёра» — внутреннего двора, раскрытого в сторону Кронверкской.

 В течение 1996 года авторы рассматривали разные варианты воплощения образа Шостаковича (полуфигура, бюст). Решено остановиться на идее портрета – головы, отлитой в бронзе.

Почему же автором скульптуры для будущего памятника стал А.Н. Черницкий? Его работа над образом Д.Д. Шостаковича началась в 1947 г., когда молодой скульптор заканчивал учёбу в институте им. Репина (Академии художеств). Черницкий – ученик крупного мастера отечественной скульптуры А.Т. Матвеева, представитель особого направления в советской пластике, так называемой «матвеевской школы». Портрет Д.Д. Шостаковича стал дипломной работой выпускника А.Черницкого. Во время учёбы молодой человек познакомился с композитором, надеясь выполнить его портрет. Но Шостакович позировать отказался, Черницкий предполагал, что он смущался таким вниманием и приглашал скульптора бывать на своих выступлениях, чтобы там наблюдать натуру. Впоследствии скульптор вспоминал, что им были выполнены «…фигура и голова в натуральную величину в глине… я непосредственно общался с композитором в его квартире, консерватории, филармонии и даже на стадионе, где [мы] вместе смотрели футбол». Из этих натурных наблюдений родились авторские портреты Шостаковича, хранящиеся в фондах Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в Государственном музее городской скульптуры. Бронзовая скульптура в рост установлена в фойе Большого зала Филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

Очень ценен рассказ скульптора, позволяющий уяснить его творческий метод – Черницкому помогло одно посещение концерта: «…Я не мог понять его как композитора, пока не увидел его в Филармонии при исполнении Восьмой симфонии…я наблюдал из зала и чувствовал, что понял Шостаковича. Вот его характер, вот его внутренняя сущность…После окончания симфонии сразу же пошёл в мастерскую и вылепил голову, пользуясь только рисунком, лежащим на полу. Он был для меня исходной точкой. Вся же голова это впечатление от увиденного и услышанного, слитого вместе…».

 К моменту начала проектирования городского памятника композитору, автор вновь возвращается к портрету конца 40-х. Именно он лёг в основу будущего памятника, для проекта создана рабочая модель высотой 70 см, выставленная в фойе Большого зала Филармонии. Вновь даём слово скульптору А.Н. Черницкому: «…Супруга композитора

И.А. Шостакович…особо отметила гипсовую голову в составе проекта, которая ей очень нравилась, и которую она видела в бронзе раньше в Москве. Портрет – голова композитора в глине, гипсе, бронзе, кто её видел, всем нравится, в том числе в своё время матери композитора Софье Васильевне Шостакович и сестре композитора Марии Дмитриевне, которая, увидев его, сказала: «Он похож на себя здесь больше, чем в самом деле». Как вспоминал А.Н. Черницкий, проект в Филармонии видели М. Ростропович,  . Собчак, В. Яковлев. Председатель Союза композиторов А.П. Петров, побывавший в 1996 г. на «Семейной выставке» А.Н. Черницкого в ГМГС, отметил этот портрет. Искусствовед Р.С. Евсеева в обзоре выставки писала: «Портрет Д.Д. Шостаковича по глубине психологической характеристики, серьёзной ясности и определённости пластической формы едва ли не лучшее изображение композитора». Возможно, поэтому А. Петровым были написаны письма в поддержку создания памятника Д. Шостаковичу по модели А. Черницкого. На этом этапе проектирования А. Черницкий пригласил к работе своего внука, тоже скульптора, С.А. Черницкого. Отливку в бронзе выполняли на базе института «ВНИ ПИЭТ». Постамент выполнен из тёмно-красного полированного гранита Каменногорского месторождения.

Памятник открыт по распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 12.08.97 г., в том же году стал предметом нашей музейной коллекции и заметной страницей в «музыкальной» мемории Петербурга. Торжественное открытие состоялось 26 сентября 1997 года в присутствии губернатора В.Яковлева, членов семьи композитора, музыкальной общественности города и многочисленных горожан.

По материалам научного архива ГМГС

Е.В. Шудрова
старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок

©ГМГС, 2022

           

 

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: