«Львы держат мост»

1 июля 1826 года в Санкт-Петербурге открывается новая пешеходная переправа через Екатерининский канал (в нас. время канал Грибоедова) — Львиный мост. Это событие совпало с днем рождения супруги императора Николая I – Александры Федоровны, и новый, однопролетный мост, украшенный четырьмя белоснежными скульптурами сидящих Львов, был преподнесен ей в качестве подарка.
Львиный мост стал одним из шести уникальных висячих мостов Санкт-Петербурга, сооруженных с 1823-1826 гг.
Надо отметь, что именно в России была разработана принципиально новая система висячих мостов – цепная. Конструкция их основана на использовании в качестве несущих элементов провисающих цепей или канатов, закрепленных на береговых опорах. В дальнейшем цепи были заменены многопроволочными канатами — вантами. Опорами в проезжих мостах служили рамы, а в пешеходных эту функцию выполняли заделанные в фундамент металлические каркасы, декорированные скульптурами Львов на чугунных пьедесталах в Львином мосту и мифическими чудовищами-Грифонами — в Банковском.
Львиный и Банковский мосты, сохранившиеся до наших дней пешеходные цепные мосты. У них много общего: в конструктивной схеме принадлежности к системе висячих мостов, а также в высоких архитектурно-художественных качествах. В художественном отношении Банковский и Львиный мосты относятся к стилю ампир, господствующему в первой трети XIX века, одной из его особенностей является использование образов львов, орлов, мифических животных, таких как сфинксы или Грифоны.
Автором Львиного моста, как и всех цепных мостов, через Фонтанку и канал Грибоедова, в том числе, стал немецкий инженер Вильгельм фон Треттер. В 1823 г. Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий поручает инженеру, архитектору Г.М. Третеру проектирование «… моста о четырех львах… между Харламовым и Вознесенским мостами…» при пересечении с Малой Подьяческой. 1825 г. Третер представал проект. Ему назначен помощником — инженер В.А.Христианович, десятником — И. Костин. Строительство Львиного моста началось 13 июля 1825 г. В этом году началось и строительство Банковского моста. Изготовление чугунных и металлических частей, сборка элементов моста на месте строительства производил завод Чарльза Берда.
Автором рисунков Грифонов и Львов был сам Третер, академик, скульптор П.П.Соколов вылепил их по этим рисункам. Фигуры Львов и Грифонов отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья Грифонов вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.
В проекте Львиного моста Треттер, помимо инженерных задач решал художественную задачу по поиску необычной трактовки опор, создающей впечатление, что Львы «держат» мост.
Полые скульптуры Львов своего рода ширма, в них скрыты литые чугунные конструкции. Внутреннее пространство постаментов заполнено до верха бетоном. Пролетное строение поддерживается двумя цепями, концы которых пропущены через пасти Львов и скреплены специальными шарнирами замками с конструкцией внутри фигур. Звенья цепей исполнены из круглого железа.
Чугун, из которого отлиты скульптуры – это черный металл, сплав железа с углеродом. Свойства железа – быстро тускнеть (ржаветь) на влажном воздухе или воде, содержащей кислород, легко окисляться на воздухе – проявляются и в чугунном сплаве, поэтому требуется специальная, тщательная антикоррозийная обработка поверхности, окраска. Окраска чугунных изделий позволяет не только имитировать скульптуру под дорогие материалы — мрамор, бронзу, но является мерой к предохранению металла от ультрафиолетовых лучей, коррозии. До 1939 года реставрация скульптур носила частичный и скорей ремонтный характер Скульптуры многократно перекрашивались, то в черный, то в зеленый цвет. В 1939 году скульптуры Львов на Львином мосту вошли в музейную коллекцию Музея городской скульптуры. Первые масштабные работы были проведены уже в первые послевоенные годы. В 2000 скульптурам был возвращен их исторический белый окрас. За годы своего «служения» на мосту скульптуры Львов испытывали на себе негативное воздействие не только природных, но в большей мере человеческих факторов. Специалисты музея в год фиксируют не менее 4-5 актов вандализма, реставраторы музея убирают посторонние надписи со светлой поверхности скульптур, устраняют повреждения.
На момент начала последней реставрации 2018 года, которую проводил Музей городской скульптуры и реставраторы ООО «РМ «Наследие», защитный красочный слой на скульптурах имел многочисленные утраты, повреждения, что влекло за собой активную коррозию металла, так как даже точечные дефекты покрытия провоцируют глубокую коррозию и образование каверн. Была нарушена герметичность сборочных швов, что могло способствовать проникновению влаги во внутреннюю полость скульптур, образованию конденсата и как следствие ускорению коррозия металла внутри фигур, плинтов и пьедестала. Материалы соединительных швов имели деструкцию, свинцовое заполнение требовало замены и укрепления. На правой передней лапе Льва №1 была выявлена одна значительная трещина, механические повреждения, замаскированные шпаклевкой на гривах Львов, заваренные трещины пьедестале №1 и №2. Для контроля была проведена дефектоскопия капиллярного контроля. Метод, при котором, возможно выявить мельчайшие, не заметные глазу трещины, повреждения на металлической поверхности, когда на расчищенную поверхность наносится индикаторная жидкость – пенетрант, затем наносится проявитель. Индикаторные следы розового цвета указывают на наличие мельчайших повреждений поверхности, их размер, глубину. Дополнительных повреждений на чугунных поверхностях Львов выявлено не было. Трещина была запаяна, каверны замастикованы. Было установлено, что большинство неровностей на поверхности скульптур являются дефектами литья.
С помощью эндоскопа через пасть Львов проведено обследование внутренней части скульптур, а также конструктивного элемента – рамы. Конденсата внутри не обнаружилось, на раме сохранился защитный воск, предохраняющий её от коррозии. На плинте одной из скульптур, на свинцовой ленте заполняющей шов обнаружилась надпись «нахдикна», которая была зашпаклевана.
В ходе реставрационных работ скульптуры были полностью расчищены струйно-вихревым методом, тончайшей фракцией песка, вручную расчищался слой сурика из труднодоступных мест, завитков гривы, углублений, не затронув авторский слой. Поверхность чугуна для своих более 185 лет хорошо сохранилась. Качественная расчистка скульптур до авторского слоя чугуна являлась залогом успеха всей реставрации. Так как даже небольшое нерасчищенное количество сурика на следующем этапе — нанесения защитно-красочной слоя приведет к шелушению краски.
На момент постройки моста скульптуры Львов имели светлую окраску под мрамор. Выбор светлого оттенка поддерживался до конца XIX века. 1920-х была изменена окраска скульптур, они были колерованы красным суриком, а ограждения моста — оттенком защитного цвета. В такой темной окраске они просуществовали до 1940-х гг. С середины 1950-х годов до 1980-х известно, что скульптуры окрашивались масляной краской. В архиве музея сохранился рецепт краски для покраски львов: надо смешать белила -99,5% и светлую охру 0,5%; постаменты окрашивались — свинцовые белила 95% и сажа 5%. При попытке сделать краску по архивной рецептуре для окраски постаментов отмечена явная дисгармония и с белыми львами и с окраской моста. Так как состав современных белил отличается от свинцовых указанных в рецепте начала XIX века. Современная система окраски исключает использование свинцовых белил и дает очень холодный оттенок белого без нюансов тона охры. Цвет самих скульптур подбирался под оттенок каррарского белого мрамора по колерному бланку КГИОП.
Когда были закончены реставрационные работы и сняты защитные сооружения – великолепные скульптуры Львов предстали во всем своем ослепительном великолепии, чтобы вновь благородно и красиво держать мост.
Екатерина Шишкина

©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: