О первом памятнике Джакомо Кваренги в Ленинграде

Среди петербургских творений выдающегося зодчего Д.Кваренги здания Академии наук, Смольного института, Конногвардейский манеж (Центральный выставочный зал «Манеж»), Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (Финансово-экономический университет). Перед зданием последнего, на Садовой улице 4 марта 1967 г., к 150-летию со дня смерти Кваренги ему был поставлен небольшой памятник в виде бронзового бюста-гермы, по проекту скульптора Левона Константиновича Лазарева (1928-2004) и архитектора Михаила Николаевича Мейселя (1904–1972). Постамент выполнен из кованого серого гранита Каменногорского месторождения. В том же году памятник принят на учёт Ленинградского музея городской скульптуры, и с тех пор является достойным предметом коллекции памятников города.

Появлению этого памятника предшествовала долгая и небезынтересная история. Идея прославления в нашем городе замечательного имени Кваренги восходит к 1920-м годам и Ленинскому плану «монументальной пропаганды». Согласно ему, по всей стране должны появиться памятники не только деятелям революций, но и учёным, художникам, зодчим. В числе имён, предлагаемых к увековечению в Ленинграде, появляются архитекторы К. Росси и Д. Кваренги. Автором памятников великим итальянцам стал скульптор Александр Александрович Улин (1877-1965), выпускник, затем профессор Академии художеств, ученик В.А. Беклемишева, «которому обязан внимательным трезвым отношением к лепке, моделировке, форме». Известный критик
Э.Ф. Голлербах писал об Улине как об авторе, идущем «по единственно верному пути художественного реализма».

В 1927 г. памятники- бюсты работы Улина установлены на стрелке Васильевского острова, перед зданием Биржи. В фонде открытки ГМГС находится миниатюрная фотооткрытка, возможно, входившая в комплект карманного формата. К сожалению, на самой миниатюре нет издательских данных, только едва заметный в правом нижнем углу логотип «Союзфото» — организации, занимавшейся в довоенный период производством разнообразной продукции, в том числе открыток. Перед нами строгий по форме памятник, бюст выполнен из светлого материала, на постаменте лаконичная надпись: «Д.Кваренги /Архитектор».

По сведениям архива ГМГС, бюсты Росси и Кваренги, выполненные из временного материала – бетона, сняты в 1945 г. и переданы на хранение в располагавшийся в здании Биржи Военно-морской музей. Последнее документальное упоминание об этом относится к 1947 г. В послевоенные годы возникали дискуссии по поводу пустующих постаментов в центре города. Предполагалось, что отреставрированные бюсты выдающихся мастеров классицизма возвратятся в городскую среду. В 1957 г. старшим научным сотрудником Музея городской скульптуры Е.Л.Туровой составлены «Предложения» об установке в Ленинграде памятников деятелям искусства. В числе прочих, о памятниках зодчим сказано следующее: «Надо признать, что место для установки бюстов было выбрано неудачно…сравнительно небольшие бюсты по своим габаритам совершенно не соответствовали окружавшим их памятникам и терялись рядом с огромными Ростральными колоннами. Данный архитектурный ансамбль никак не связан с творчеством Кваренги и Росси». Далее, предлагалось: «После соответствующей реставрации бюстов Кваренги и Росси…отлить с них бронзовые экземпляры и установить бюст Кваренги в саду перед зданием бывшего Ассигнационного банка на Садовой улице…Выдвигая вопрос об установке новых бюстов-памятников…Музей исходит из того, что в 1957 году. в связи с юбилеем Ленинграда, будет произведена торжественная закладка этих памятников и объявлен конкурс на их исполнение, а сооружение самих памятников будет осуществлено в течение последующих 5-ти лет, в 1958-1962 годах». Как видим, памятник Д.Кваренги ждал своего часа чуть дольше, проект реализован только в 1967 г. к памятной дате, в рамках масштабных мероприятий с участием итальянской делегации.

Работа скульптора Л. Лазарева не всеми была принята однозначно. Нестандартная внешность модели вызывала споры о трактовке образа. На заседании Городского художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре 2 февраля 1967 г. звучали разные мнения о предлагаемом к установке портрете Кваренги. Маститые скульпторы, архитекторы, выражали две точки зрения: одни считали, что надо придерживаться «портретного сходства», другие убеждали, что важен художественный образ. Широко известны несколько рисунков с изображением архитектора, обладавшего своеобразной внешностью. Скульптор Лазарев перед комиссией сказал следующее: «…Нам хотелось, чтобы памятник олицетворял то, что он [Кваренги] построил, а так, если сделать сходство, то будет стоять удивительно несимпатичное лицо перед красивым зданием, будет полное несоответствие».

В фонде открытки есть всего одно изображение этого памятника — открытка из комплекта «Монументальная скульптура Ленинграда» 1979 года. Предполагаем, что это единственное на сегодняшний день воспроизведение данного монумента в открытке.

По материалам архива и фонда открытки ГМГС

Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников, хранитель фонда открытки
©ГМГС, 2022


 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: