Каждый, кто занимался исследованием жизненного пути родных, чья биография была связана с Петербургом, обращался к фундаментальному труду В.И. Саитова «Петербургский некрополь» (в 4 т., 1912 — 1913 гг.). Без этого издания, а также подобных ему изданий по Москве и провинции, осуществленных при участии ученого, немыслимы историко-семейные исследования.
Владимир Иванович Саитов (1849-1938) — историк литературы, библиограф, пушкинист, член-корреспондент Академии наук (1906). В 1883-1893, 1899-1928 гг. служил в Публичной библиотеке (сначала в должности старшего помощника библиотекаря, впоследствии — заведующего Русским отделением). Библиографическую деятельность В.И. Саитов сочетал с интенсивной работой исследователя. К концу 1890-х гг. Саитов был известен специалистам как автор обстоятельных историко-литературных примечаний к трехтомному изданию сочинений К. Н. Батюшкова (1885–1887). Под редакцией В. И. Саитова вышел «Остафьевский архив: Переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым» (В 4 т. СПб., 1899 — 1908). Саитов издал собранные Л.Н. Майковым «Материалы для академического издания сочинений А. С. Пушкина», подготовил трехтомное издание «Переписки Пушкина» (1906–1911). В 1913—1919 гг. В. И. Саитов был секретарем Императорского Русского исторического общества, основанного в 1866 г.
После революции В.И. Саитов продолжал свою работу в Публичной библиотеке, но в связи с ухудшением зрения вынужден был выйти в отставку в 1928 г., однако продолжил консультировать библиотеку и Пушкинский дом. Скончался В.И. Саитов 27 января 1938 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Авторы и составители уникального издания «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» посвятили свой труд памяти этого блестящего ученого. В главе о некрополе на Васильевском острове в перечне утраченных захоронений, составленном Г.В. Пирожковым [1], указано имя Владимира Ивановича Саитова.
В научно-вспомогательном фонде Государственного музея городской скульптуры хранится негатив авторства Н.В. Успенского (1885-1947) с изображением могилы: четырехконечный деревянный крест и раковина из бетона и каменной крошки, могилу окружает невысокий деревянный забор. На кресте прямоугольная табличка с надписью: «Владимир Иванович/ Саитов/ 1849 – 1938». На основании креста читается надпись: «МГС/5». Справа от захоронения Саитова виден невысокий обелиск, на заднем плане кресты и деревянный забор.
В научном архиве ГМГС хранятся документы, из которых следует, что в период с августа по октябрь 1940 г. сотрудниками музея производилось обследование Смоленского православного кладбища с целью выявления захоронений и надгробных сооружений, представляющих историческую или художественную ценность, которые должны быть сохранены. Документы подписаны зам. директора Музея городской скульптуры И.К. Белдовским, зав. Отделом надгробной скульптуры Н.В. Успенским, научным сотрудником Е. В. Кучеровой и художницей С.В Поль. В черновых рукописных вариантах и в окончательном документе под номером 5 в списках указывается могила В.И. Саитова, дается её описание – деревянный крест, раковина и деревянный забор, есть указание на место – Крещенская дорожка. Следовательно, цифра 5 на кресте – это номер могилы Саитова по спискам, а МГС – аббревиатура названия музея.
Крещенская дорожка находится возле храма Воскресения Христова (заложен и построен в 1901-1904 гг. по проекту В.А. Демяновского). В 1921 г. 10 августа в этом храме отпевали А.А. Блока. Дорожка идет от храма к берегу р. Смоленки. На Крещенской дорожке были похоронены филолог Е.Ф. Карский (1861-1931) и историк Ф.И. Успенский (1845-1928). Эти две могилы сохранились до наших дней, являются объектами культурного наследия федерального значения и находятся под охраной КГИОП.
А.П. Боголюбов (1824-1896) — выдающийся русский художник-маринист, внук писателя А.Н. Радищева (1749-1802), меценат, основатель рисовального училища и Художественного музея в Саратове. Последние годы жизни художник провел во Франции, где и скончался. Похоронен был в России на Малоохтинском кладбище.
На негативе авторства Н.В. Успенского из фонда ГМГС мы видим несохранившееся надгробие художника: каменный цоколь, на который уложены две чугунные плиты с объемными литерами, слева – крест на основании. Тексты эпитафий различимы, читаем на основании слева: «ПРОФЕССОР ЖИВОПИСИ/АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ/ БОГОЛЮБОВ», на основании справа: «жена профессора живописи Надежда Павлов/на Боголюбова/урожден/ная Нечаева [далее неразб.]». У В.И. Саитова в «Петербургском некрополе» поименованы все захороненные с А.П. Боголюбовым: «Боголюбов, Алексей Петрович, профессор живописи, действительный статский советник, родился 16 марта 1824, скончался 26 октября 1896. Дети: Николай, младенец, родился 10 сентября 1864 г., скончался в г. Горки 15 июня 1865; Надежда, скончалась в 1865; Николай скончался в 1859. Герб. С женой Надеждой Павловной (Кладбище на Малой Охте)». [2]
Негатив датирован 12 мая 1941 г., но крест на могиле жены художника отсутствовал уже в 1940 г. В одном из документов архива ГМГС художницей Софьей Владимировной Поль (1871 – 1942) отмечается, что «крест один, 2-й не сохранился». Есть и указание на местоположение могилы — «вблизи улицы, южнее церкви». Прах А. П. Боголюбова был перезахоронен в Некрополь мастеров искусств с уничтоженного Малоохтенского кладбища в 1941 г. Существующий ныне памятник был установлен в 2006 г. по инициативе Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, основанного Боголюбовым.
[1] Пирожков Геннадий Васильевич (7 февраля 1938 — 3 ноября 2009) — исследователь кладбищ Санкт-Петербурга, краевед, ведущий специалист ГУП «Ритуальные услуги». Член Совета СПб ГО ВООПИК. Член авторского коллектива издания «Исторические кладбища Петербурга» (СПб, 1993) и работы «Смоленское лютеранское кладбище в Санкт-Петербурге» (1996).
[2] Петербургский некрополь. СПб., 1912–1913. Т. 1–4. Т. 1. С. 244.
©А.Н. Соловьёва, старший научный сотрудник отдела Музейных информационных систем, хранитель фонда Редкая фотография
©ГМГС, 2020