С именем талантливого скульптора-монументалиста Александра Михайловича Опекушина прежде всего связано создание памятника А.С.Пушкину в Москве. Однако, ранее устоявшееся мнение о нем, как «творце одного выдающегося произведения» далеко не верно. Ваятель создал целую галерею образов выдающихся деятелей в монументальной скульптуре – это памятники А.С.Пушкину в Петербурге и Кишиневе, М.Ю.Лермонтову в Пятигорске, Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, К.Бэру в Тарту…
Его становление, как монументалиста, началось задолго до появления памятника А.С.Пушкину в Москве. Среди молодых ваятелей, исполнявших грандиозные микешинские проекты самым даровитым был А.Опекушин. Впервые М.О.Микешин привлек молодого скульптора к работе над памятником «Тысячелетие России» для Новгорода в 1859–1862 гг. Для этого монумента бывший крепостной изваял одну из центральных и наиболее выразительных по пластике скульптур – фигуру Петра Великого.
К созданию памятника известному русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве Микешин пригласил уже только Опекушина. Значительной работой «ученика Иенсена» стало создание 9 статуй сподвижников императрицы для памятника Екатерине II в Петербурге. За эту работу А.М. Опекушину присвоено звание классного художника I степени и орден св. Владимира 4 степени.
Несколько удачных станковых произведений Опекушин создает в начале 1870-х годов – это бюст Петра I и бронзовая статуя «Петр I». Наибольший интерес представляет скульптура, изображающая Петра основателем Петербурга, исполненная с поразительным вдохновением, свободой и жизненностью образа. Петр Великий показан в момент сосредоточенного обдумывания грандиозного плана постройки города на берегах Невы. В этом образе собрано все: внутренняя мощь, неукротимая энергия и воля императора. За это произведение и бюст цесаревича Николая Александровича в 1872 г. Опекушин получил звание академика.
Период наибольшего творческого напряжения приходится на 1873–1880 годы, когда ваятель весь свой талант, все свое время посвящает участию в трех конкурсах на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве, созданию большой гипсовой модели в натуральную величину… И наконец – открытие монумента, которое сделало Александра Михайловича поистине знаменитым.
Ошеломляющий успех московского памятника А.С.Пушкину и давнее желание петербуржцев иметь в своем городе монумент поэту послужило толчком к его созданию. В 1882 г. Городская Дума вынесла решение о сооружении памятника поэту в Петербурге в сквере на улице названной в его честь. Было решено воспользоваться второй статуей, изваянной А.М.Опекушиным для московского конкурса 1873 г. Проект Опекушина, выставленный для всеобщего обозрения в Большом зале Думы, получил одобрение. Высочайшее соизволение на его установку «воспоследовало 28 апреля 1883 г.». На памятник отпускались весьма скромные средства (10 тыс. руб.), автор вынужден был ограничить его размеры. Высота статуи – 2м 5 см, высота постамента – 2 м 90 см. Московский памятник почти вдвое выше.
Современники неоднозначно восприняли монумент: некоторые считали, что памятник «малоудачен», указывалось на схожесть его композиции с известной статуэткой Пушкина работы Теребенева. Однако, присмотримся повнимательнее к монументу: его композиция проста, лаконична и вместе с тем необычайно выразительна. Поэт предстает перед нами в строгой собранной, не лишенной изящества позе. Спокойная величавость, благородство чувствуется во всей фигуре поэта. Пушкин задумчив и внутренне сосредоточен. Скульптору удалось показать движение души поэта, состояние душевной взволнованности, предшествующее началу творческого порыва: еще минута и стихи свободно потекут… Прекрасный отзыв о петербургском Пушкине оставил Н.Страхов: «Благородная, стройная, как бы уносящаяся вверх фигура поэта невольно вызывает в памяти прекрасные стихи: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется…». Выразительная бронзовая статуя Пушкина водружена на высокий изысканный по форме гранитный пьедестал, на гранях которого золотом начертаны строки из «Медного всадника» и знаменитого «Памятника»: «И долго буду тем любезен я народу…»
В 1885 г. Опекушин создает еще один памятник А.С.Пушкину для Кишинева. Это скромный бюст поэта, где он изображен, как и в московском монументе с непокрытой склоненной головой, в плаще, наброшенном на плечи. На постаменте – строки пушкинского «К Овидию»: «Здесь, лирой северной пустыни оглашая, скитался я …».
Удачно обращение скульптора к мемориальной пластике. В 1886 г. Опекушиным завершена работа над бронзовым барельефом для надгробного памятника А.П.Волынскому, П.М.Еропкину, А.Ф.Хрущову у Сампсониевского собора в Петербурге, изображающим аллегорическую женскую фигуру – крылатой богини Истории с лавровым венком и развернутым свитком, символизирующем историю. Композицию обрамляет изысканный по форме светильник, увитый плющом, восходящий по форме к античному. Грациозная, выразительная по пластике женская фигура поражает плавностью, певучестью линий. Ваятелем проявлено поразительное мастерство в разработке драпировок с многочисленными струящимися складками античного хитона. Как всегда, мастер сумел вдохнуть в свое произведение жизнь. То, что барельеф исполнен в лучших традициях мемориальной пластики XVIII – нач. XIX вв. вполне закономерно для творчества скульптора.
Период расцвета творчества скульптора отмечен победой, одержанной в начале 1880-х годов в международном конкурсе на проект памятника эстонскому ученому-естествоиспытателю Карлу Бэру в Тарту. Создание столь убедительного и одновременно обобщенно-философского образа ученого-мыслителя можно смело отнести к большой удаче мастера.
Одним из наиболее значительных его произведений стал памятник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске (1883–1889). Для его создания было проведено три тура конкурса – победителем вышел А.М.Опекушин. В этом монументе привлекает сочетание подлинной монументальности с удивительной лиричностью образа поэта. Художник создает образ наполненный глубиной и теплотой человеческих чувств, образ особый по проникновенности в передаче необычайно сложной и многогранной личности мятежного поэта.
Памятник известному государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1887–1889 гг.) принадлежит к характерным для творчества Опекушина произведениям. Монумент выделяется своим реалистическим решением, жизненной достоверностью, внутренней динамикой образа. Удачная постановка памятника на высоком берегу Амура позволила выявить наиболее выигрышные его ракурсы, великолепный по четкости и выдержанности силуэт. Кстати, не случайно этот монумент был выбран для изображения на пятитысячной купюре.
Памятник Муравьеву-Амурскому завершает собой период расцвета творчества мастера-монументалиста. Начиная с конца 1890-х годов Опекушину более не удается создать столь выдающихся монументальных произведений. В 1898г. в Московском Кремле был открыт колоссальный монумент Александру II (арх. Н.В.Султанов, худ. П.В.Жуковский), отличающийся необычайной торжественностью, величавостью, импозантностью, сугубо официальной трактовкой образа императора. Другим подобным произведением мастера стал монумент Александру III в Москве у храма Спасителя (1912, арх. А.Н.Померанцев).
К позднему периоду творчества Опекушина также относятся три небольших памятника В.А.Жуковскому, А.С.Пушкину и П.А.Вяземскому, воздвигнутые в 1913 г. в подмосковной усадьбе Вяземского Остафьево. Наиболее интересный из них – памятник Пушкину, в котором ваятель показал поэта молодым и вдохновенным. Выразительное задумчивое лицо, обрамленное копной пышных кудрявых волос создают романтический образ юного поэта. Барельеф, помещенный на памятнике, еще больше способствует раскрытию эмоционального состояния Пушкина. На нем изображен большой пустынный зал с задумчиво сидящим поэтом. Лиричность и некоторая камерность решения памятника подчеркивается и надписями на постаменте: «Он между нами жил», «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины…»
В 1915 г ваятель снова вернется к притягательному для себя образу Петра Великого и создаст бронзовую статую императора для Военно-морского госпиталя в честь его 200-летнего юбилея. Петр изображен сидящим в глубокой задумчивости, склонившись над картой. Внутренней сосредоточенностью, напряженностью, острым психологизмом сильной противоречивой личности наполнен образ императора. На мраморном постаменте скульптуры – золоченая надпись: «Державному основателю госпиталя. 1715 г. – 1915 г.»
Талант и огромное трудолюбие позволили бывшему крепостному стать академиком, а его лучшие произведения с полным правом могут быть причислены к лучшим образцам русской скульптуры второй половины XIX – начала XX веков.
Со дня смерти прославленного мастера прошло 100 лет. Не стало Александра Михайловича 4 марта 1923 года, похоронен, согласно его завещанию, в деревне Рыбницы на высоком берегу Волги.
Ирина Лермонтова
В публикации использованы материалы из фондов ГМГС: фонд открыток, фонд фотографий.
Выражаю искреннюю благодарность за помощь в работе моим коллегам Е.В.Шудровой, Е.А.Шишкиной, А.Н.Соловьевой.