Дом, который построил Кваренги…

Этот Кваренги
делает нам восхитительные вещи,
весь город уже начинен его постройками.
Они так хороши, что и лучше быть не может».
Екатерина II

 Среди зодчих, под влиянием творчества которых формировался неповторимый архитектурный облик Санкт-Петербурга, итальянский архитектор Джакомо Кваренги (1744-1817) занимает значимое место. Благодаря произведениям — дворцам, усадьбам, зданиям, набережным, оградам —  этого выдающегося архитектора, на смену барочной роскоши Растрелли, в архитектурном облике города наиболее отчетливо проявляются черты строгого классицизм — с лаконично-симметричными и четкими линиями фасадов, торжественностью колонных портиков и классических ордеров. Произведения Кваренги стоят на самом высоком уровне русского классицизма. В своих творческих поисках архитектор руководствовался здравым смыслом и требованиями жизни, учитывал традиции и конкретные условия, своеобразие и самобытность северной столицы.

 Кваренги приезжает в Россию в 1779 г. по приглашению Екатерины II на 3 года уже сложившимся архитектором, со своим творческим кредо. Оно определилось на основе глубокого и непосредственного изучения античной классики и под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи Возрождения в Италии Андреа Палладио. «Античное всегда лежало первой основой моих наблюдений», писал зодчий своему другу в Италию.

 Кваренги был поражен масштабом строительства и красотой Петербурга. Со временем Петербург — поражен масштабностью архитектурного гения Кваренги.  Архитектор остается в России и работает еще 38 лет вплоть до своей смерти.

За эти годы ему удалось осуществить большую часть своих проектов. В первое десятилетие — в 1780-х годах- зодчий сооружает в Северной столице несколько крупных общественных зданий — Академию наук на берегу Невы, Ассигнационный банк на Садовой улице, госпиталь в Павловске, он занимается перестройкой помещений императорской резиденции — Зимнего дворца — Большого тронного зала, Мраморной галереи с соседним залом Аполлона. Перестраивает во дворце незавершенную анфиладу Растрелли и создает «беспримерный по величественности и архитектурной целостности ансамбль трех залов, выходящих окнами на Неву». На набережных и проспектах Северной столицы по проектам Кваренги возникают изысканные особняки Салтыковых, Юсуповых, Фитингоф, Шуваловых. Он является автором дворцов Безбородко. Шереметьевых в Москве, создаются усадьбы на Украине (в Ляличах, Хотении), в Прибалтике (усадьба Эллей) и т.д. Именно Кваренги положил начало формированию будущего ансамбля на стрелке Василевского острова, в который и ныне входят, созданные по проектам зодчего: Академия наук, Северный пакгауз и Новый гостиный двор. По берегам Невы сохранилось шесть прекрасных произведений Кваренги, это уже упомянутое выше здание Академии наук на Университетской набережной, усадьба Кушелева-Безбородко (совместно с арх.  Н.А.Львовым) на Свердловской набережной, дом Иностранной коллегии и Английская церковь на набережной Красного Флота, 32 и 56 (ныне Английская наб.). По его рисункам выполнены, без преувеличения, такие шедевры малых архитектурных форм как —  чугунные решетки набережных реки Фонтанки и канала Грибоедова, ворота Ассигнационного банка и ограда главного дома быв, усадьбы Кушелевых-Безбородко, Работает Кваренги в пригородах Петербурга- Пушкине и Павловске. 

На сохранившихся зданиях установлены, так называемые «охранные» доски, которые информируют о том, что здание является предметом охраны государства, они не носят мемориальный характер — зодчий только являлся строителем здания, сам в нем не жил, не работал и т.д. Как правило, это типовые металлические доски установка которых контролируется КГИОПом.

 Но, есть дом, который Кваренги не только построил, но и жил в нем вплоть до своей смерти. Об этом свидетельствует именно мемориальная доска, установленная по распоряжению Ленгорисполкома от 11 января 1967 года, в марте этого же года, в рамках мероприятий приуроченных к 150-летию со дня смерти зодчего. Доска создана по проекту архитектора В.Д.Попова. Надо отметить, что на Художественный Совет при Музее Городской скульптуры Попов представил два варианта доски: с капителью и без капители. Протоколом от 07.02.1967 был принят первый вариант. Мемориальная доска исполнена в мастерских Ленинградского отделения Художественного Фонда из черного полированного гранита. В нижней части доски изображена капитель ионического ордера, над изображением, врезными тонированными знаками текст:


«В ЭТОМ ДОМЕ /ЖИЛ/АРХИТЕКТОР/ДЖАКОМО/КВАРЕНГИ/С 1809 ПО 1817»

 Это дом Эрмитажного театра, на Дворцовой наб., 32.

Кваренги начинает создавать здание на Дворцовой набережной в 1783 г. по указу о строительстве «при Ермитаже каменного театра по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия».

На фундаменте несохранившегося Дворца Петра I, построенного в 1719-1721 годах архитектором Г. Матарнови, Кваренги спроектировал здание, оставаясь верным принципам своего архитектурного стиля —  четкость, предельная простота и строгость форм. В архитектурном решении этого сооружения зодчий нашел общую меру, общий ритм, который объединил здание театра с Зимнем дворцом и Эрмитажем.

Центральную часть главного фасада украшает колоннада из 8 полуколонн коринфского ордера, равная по высоте второму и третьему этажам.  Полуколонны, выступающие на три четверти диаметра, фланкированы ризалитами. Изящные модульоны поддерживают сандрики в виде треугольных фронтонов. В полуциркульных нишах размещены аллегорические скульптуры, в круглых — бюсты древнегреческих поэтов, цокольный этаж подчеркнут графическим рустом. Мощный антаблемент венчает это торжественное здание.

Зрительный зал напоминает античный театр. Стены и колонны внутреннего пространства выполненные из цветного искусственного мрамора, в нишах скульптура Аполлона и девяти муз, на стенах барельефы музыкантов и поэтов.     

В правом углу зала Эрмитажного театра Екатерина II пожизненно предоставила Кваренги персональную ложу, а также квартиру в театральном доме, где архитектор жил до конца своих дней. Отсюда 18 февраля (2 марта) 1817 г. его тело повезли на лютеранское Волковское кладбище, где он был похоронен.  К 1860-м годам могила зодчего была заброшена, место, возможно, продано.

В 1967 г. в ходе подготовки к празднованию 150-летия со дня смерти Кваренги, Оргкомитет по проведению праздничных мероприятий, посвященных этой дате, принял решение отыскать место захоронения архитектора. При участии искусствоведа, научного сотрудника Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда Р.Д.Люлиной и ассистента кафедры истории искусств Ленинградского Университета Ю.М.Денисова по архивным данным это удалось сделать. В дальнейшем при участии опытных специалистов-археологов Ленинградского отделения Института археологии А.Н.Кирпичникова, Е.П. Черепановой, О.В.Овсяникова исследовать захоронение. Известный ленинградский антрополог профессор В.В.Гинзбург определил, что остатки принадлежат мужчине старческого возраста (Кваренги умер в 73 года), массивного телосложения (по воспоминаниям современников, Кваренги был грузным), с индивидуальными особенности строения черепа, т.е весь антропологический анализ указывал на то, что обнаруженные останки принадлежат Кваренги. Оргкомитет принял решение о перезахоронении в музейный Некрополь XVIII века (быв. Лазаревское кладбище) /По материалам публикации В. Безбрежного «Квадрат «3-18» в г. «Ленинградская правда» от 04.02.1967/.

В 1967 году проект был реализован. В 1978 г. на месте перезахоронения архитектора установлен типичный для 1810-х г. памятник — колонна с вазой-светильником, выполненный из мрамора и известняка.

Мемориальная доска на доме, который построил Кваренги входит в музейную коллекцию ГМГС. Специалисты и реставраторы музея следят за ее сохранностью, смывают пыль и восстанавливают яркость тонировки букв и рисунка капители — архитектурного элемента ордера, который Кваренги использовал во всех своих произведениях, оставаясь в своем торжественном зодчестве преданным адептом строгих принципов величественного классицизма.

По материалам архива ГМГС, фонда «Открытка»

Екатерина Шишкина
©ГМГС

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: