19 (8 ст. ст.) мая 2020 г. исполняется 240 лет со дня рождения Николая Ивановича Уткина – выдающегося гравёра и акварелиста, талантливого педагога, знаменитого музейного хранителя.
Появившийся на свет от внебрачного союза дворянина с крепостной крестьянкой, Николай Иванович с детства носил фамилию законного мужа своей матери – камердинера И. С. Уткина. При этом, он сохранил расположение к себе и в семье родного отца – знаменитого поэта и просветителя Михаила Никитича Муравьёва (1757-1807). Благодаря этому ещё в пятилетнем возрасте будущий художник получил «вольную» и был отдан в воспитательное отделение при Императорской академии художеств. В стенах академии Уткин продолжал обучение до начала 1800-х гг., со временем переведясь в гравировальный класс, где его наставниками были такие мастера, как А. Я. Радиг, С. Ф. Иванов и И. С. Клаубер.
В 1802 г., получив большую золотую медаль академии за работу над эстампом с картины Р. Менгса «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне», Николай Иванович был награждён пенсионерской поездкой в Париж. Там он продолжил осваивать мастерство гравёра под руководством Ш. К. Бервика.
Выполненная Уткиным в эти годы работа «Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои» (по картине Доменикино) выставлялась в 1810 г. на Парижском салоне. По личному указанию императора Наполеона, за неё автор был удостоен золотой медали Парижской академии. Тогда же Петербургская академия представила его к званию «назначенного в академики». Академиком Николай Иванович стал по возвращению в Россию в 1814 г., получив этот титул за ещё одну гравюру «парижского периода» – портрет князя А. Б. Куракина. Кроме того, в 1819 г. художнику был пожалован титул гравёра Его Величества.
На протяжении почти полувека, вплоть до самой кончины Н. И. Уткин продолжал активную творческую деятельность. Наибольшую известность в эти годы ему принесли гравированные и акварельные портреты современников: А. Н. Оленина, С. С. Уварова, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова и других. Самой известной и высоко оцененной работой мастера по праву считается гравированный портрет А. С. Пушкина с оригинала О. А. Кипренского. По желанию Александра Сергеевича эта работа была помещена во второе издание «Руслана и Людмилы», а отец поэта – С. Л. Пушкин называл её лучшим изображением своего сына.
Вместе с тем, художник не ограничивался портретным жанром. В частности, в 1818 г. им была выполнена серия гравюр по знаменитым барельефам Ф. П. Толстого на тему Отечественной войны 1812 года, а также значительное число иных работ на исторические и религиозные сюжеты. Всего же Николай Иванович создал за свою жизнь более 200 произведений.
Ряд гравюр Н. И. Уткина, выполненных в 1810-е–1830-е гг., в наши дни хранится в фонде графики Государственного музея городской скульптуры. Среди этих работ следует упомянуть портреты трагической актрисы Е. С. Семёновой (1816), полководца А. В. Суворова (1818), политического и общественного деятеля А. Н. Оленина (1838), а также один из поздних оттисков портрета А. С. Пушкина (1838).
В преддверии пятидесятилетия творческой деятельности Н. И. Уткина медальером А. П. Лялиным были созданы памятные медали, увековечивающие это знаменательное событие. Один из экземпляров такой медали, отчеканенный в 1859 г. в бронзе на Императорском монетном дворе, также находится в коллекции Государственного музея городской скульптуры.
Помимо непосредственной творческой деятельности, Н. И. Уткин прославился как великолепный педагог, с 1817 по 1850 гг. возглавлявший гравёрный класс Императорской академии художеств. Его учениками были такие яркие мастера русской гравюры, как А. Я. Олещинский, Ф. И. Иордан, К. Я. Афанасьев и многие другие. Кроме того, на протяжении многих лет Николай Иванович являлся хранителем эстампов в Эрмитаже и смотрителем музея Академии художеств.
Николай Иванович Уткин скончался в Санкт-Петербурге 17 (5 ст. ст.) марта 1863 г. Его надгробие в музейном Некрополе мастеров искусств представляет собой увенчанную фронтоном гранитную сень, в нише которой помещён бронзовый бюст художника.
Тимпан сени украшает рельефное изображение лиры, палитры, гравировальной доски, а также лавровой и дубовой ветвей – аллегория вечной славы в искусствах. На фризе начертаны строки из Откровения Иоанна Богослова: «…блаженны мертвые, умирающие в Господе».
На памятнике находится стихотворная эпитафия:
Художникъ человѣкъ онъ въ
простоте сердечной
Талантомъ сочеталъ земную
славу съ вечной.
Ее автор неизвестен, но ряд исследователей приписывает эти строки переводчику А. Н. Струговщикову, близкому к Н. И. Уткину.
На тыльной стороне памятника вырублены биографические сведения о художнике:
Статский Совѣтникъ / Заслуженный Профессоръ / ИМП-ской Академии Художествъ / Кавалеръ / Николай Ивановичь / Уткинъ / родил. въ Твери в 1780-мъ г. / сконч. въ С.-Петр-гѣ 5 Map. 1863 г.
Надгробие было спроектировано архитектором А. К. Бруни и исполнено мастером А. С. Анисимовым в 1860-х гг. Оригинальный бюст (скульптор Г. Н. Дурнов, 1848 г.) в 1920-е г. был передан в собрание Государственного Русского музея по инициативе общества «Старый Петербург». Современный бюст выполнен В. П. Астаповым по заказу Государственного музея городской скульптуры в 1968 г.
По материалам научного архива ГМГС.
© Артём Шипунов, методист по научно-просветительской деятельности отдела мемориальной скульптуры ГМГС.
©ГМГС, 2020