GRIFFINS.
DO NOT TOUCH!
(К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА)
Государственный музей городской скульптуры — единственный в России музей, собрание произведений монументального искусства которого – памятники и мемориальные доски, экспонируются в открытой городской среде, на площадях и улицах Санкт-Петербурга. Основной задачей музея является сохранение уникальной городской коллекции, являющейся, без сомнения, культурно-историческим наследием не только федерального, но и мирового значения.
Особое место в коллекции занимают произведения монументального искусства, выполненные из чугуна[1] — металла необычного по своим художественно-выразительным свойствам, по своему «запасу прочности». Привлекают его плавкие свойства, позволяющие отливать замысловатые изящные изделия, достаточно вспомнить узоры решеток и оград Санкт-Петербурга, ювелирные украшения, что в железе и даже в бронзе является более трудоемким процессом и, что немаловажно, весьма дорогостоящим. «Не серебро, не бронза, не медь — чугун. Непритязательный, ординарный, не поражающий воображение богатством цвета… Что может быть пригоднее для статуй и рельефов. Одна только бронза берет над ним верх приятнейшим цветом своим, но дешевизна чугуна превозмогает сие, весьма неважное преимущество»[2] эти строки принадлежат Павлу Петровичу Соколову — автору скульптур Грифонов на Банковском мосту, Сфинксов на Египетском мосту, Львов на мосту Львином.
Сохранять произведения из чугуна, а особенно в открытой городской среде не просто. Свойства железа, быстро тускнеть (ржаветь) на влажном воздухе или воде, в которых содержится кислород, легко окисляться – проявляются и в чугунном сплаве, поэтому и требуется специальная, тщательная антикоррозийная обработка поверхности, окраска. Окраска чугунных изделий является важной мерой предохранения металла также от ультрафиолетовых лучей. В декоративном аспекте окраска скульптур позволяет имитировать чугунную поверхность под дорогие материалы — мрамор, бронзу. Например, декоративные скульптуры Львов на Львином мосту отлиты из чугуна и выкрашены в белый цвет, имитирующий каррарский мрамор или скульптуры Грифонов на Банковском мосту — под цвет дорогой оксидной бронзы.
Увенчанные фонарями декоративные скульптуры Грифонов, украшающие Банковский мост через канал Грибоедова, были созданы в 1826 г. по модели скульптура П.П.Соколова, в соответствии авторским проектом инженера В. фон Треттера[3], создателя пяти уникальных цепных мостов Санкт-Петербурга. Банковский и Львиный мосты сохранились до наших дней в первоначальном виде. Оригинальность композиционной идеи Треттера заключалась в том, что опорные пилоны, поддерживающие несущие цепи мостов в виде чугунных «квадратов»[4], рам, он спрятал внутри полых скульптур. Таким образом, скульптуры — это своего рода ширма, бутафория, скрывающая конструктивные детали моста. Облекая каркасы в скульптурную форму – в форму сидящих Грифонов или Львов, из пасти которых выходят несущие цепи, авторы достигли большого художественного эффекта. В скульптурах Грифонов с напряжением удерживающих цепи моста, имитация силы, мощи достигла предельной выразительности.
Грифоны — мистические существа. Очень древние по своему происхождению. Впервые упоминаются в 560 г. до н.э. как стражи золота на севере, в Скифии. По другим сказаниям их родина — Индия, где они посвящены солнцу и также стерегут золото. В христианском искусстве-символ воскресения. По своим характеристикам эти существа – непредсказуемые, сильные, благородные, но злопамятные и жестокие. В образной трактовке Соколова наши Грифоны – защитники и охранники моста. Бессменные терпеливые стражи. Многие заблуждаются, считая, что эти существа исполняют желания, приносят богатства. Из-за этого невежества скульптуры страдают больше всего. Пытаясь засунуть внутрь записку с пожелание или монетку, жаждущие чуда, умышленно расковыривают, уничтожают соединительные швы между частями скульптур, стирают красочный слой, золотые крылья царапают, в надежде собрать позолоту. Тщетно! Сусальное золото не подлежит повторному использованию, оно превращается в пыль.
Время создания скульптур — первая треть XIX в.- в истории искусств отмечено увлечением Востоком. В этот период восточные мотивы появляются в украшениях зданий, на акротериях, парапетах, рельефах, яркий пример — Египетские ворота при въезде в Царское Село. Появление Грифонов на мосту перед зданием Ассигнационного банка более чем закономерно и целесообразно. Они здесь — стражи. И никакой другой мистической функции не выполняют. Хотелось бы это подчеркнуть.
В 2017 г. впервые за два века «службы на страже моста» Грифоны «покинули» свои места. Началась реставрация, которая длилась два года. Следует сразу отметить, что финансирование работ не бюджетное, а спонсорское. Объем работ включал подробное обследование, изучение архивных материалов и стремление вернуть скульптурам авторское своеобразие (новые места золочения, новая форма наверший светильников и др.). Надо отметить, что все повреждения скульптур, зафиксированные до реставрации – раскрытие швов, утрата позолоты и красочного покрытия, и как следствие проникновение влаги внутрь скульптур и начавшиеся процессы коррозии металла — все это дело рук человеческих, а именно, последствия, актов вандализма, от которых скульптуры страдают больше всего. [5]
Во время реставрации 2017-2019 гг. скульптуры Грифонов впервые, с момента их установки, демонтированы, разъяты на половинки, транспортированы в мастерские. (илл.3) Сняты все накладные детали. Проведена тщательная воздушно-струйная расчистка, в ходе которой образцы первоначальной окраски – цвет, тон — не обнаружены, так как, чаще всего, в предыдущих реставрациях, производился обжиг краски снаружи, внутри чугун покрывался только суриком. Цвет «под оксидную бронзу» утверждался коллегиально, на основе архивных материалов по колерному бланку КГИОП.[6] По результатам обследования специалисты пришли к выводу, что 200-летний чугун сохранился в удовлетворительном состоянии, масштабных повреждений и утрат нет. Но для полноты картины для выявления малозаметных трещин был применен, маркер — заливка поверхности специальным составом, который попадая в трещину, заполняет ее, и меняет цвет на ярко-розовый. Это позволило определить расположение трещин, их глубину, конфигурацию. В ходе реставрации специалисты получили новые, важные сведения о конструкции скульптур, о креплении их частей. Каждая скульптура Грифона состоит из шести частей: две крупные половины, две внутренние поверхности передних лап, два вкладыша на груди между передними лапами. Отдельно проводилась реставрация крыльев и светильников. Крылья Грифонов выполнены из меди в технике выколотки. Сначала поверхность расчищают, затем наносят слой сурика, далее золочение. Используются тонкие, меньше человеческого волоса пластины сусального золота, которые наносятся только кисточкой из беличьей шерсти. Взять золото в руки невозможно, оно сворачивается и больше необратимо. Золотая фольга кладется на специальный лак, словно приклеивается к поверхности. Анализируя повреждения и утраты на золотых крыльях скульптур можно предположить, что были попытки соскоблить золото, собрать его, но за этим стоит только их повреждение, порча. Сусальное золото с крыльев Грифонов не пригодно ни для украшений, ни для других целей! Особое внимание во время реставрации уделено осветительной арматуре – фонарям, которые закреплены на головах скульптур. Они воссозданы по иконографическому материалу в соответствии с первоначальным авторским проектом 1825 г. Иконография, имеющаяся чаще всего до революции — скульптуры уже без фонарей, один обод, что позволяет сделать вывод, что утрачены они еще в начале XX века. После Великой Отечественной войны фонари электрифицированы. Для освещения использовались традиционные матовые белые шары-светильники и очень условные новодельные навершия-крышки. В ходе реставрации форма крышки изменилась. Она стала менее выпуклой, менее напоминает шапочку от желудя. Стандартные плафоны круглой формы, такие, которые используются в городских фонарях, заменены на фонари, выполненные в стеклодувной мастерской под заказ, вручную, особой формы, из матового стекла. На всех этапах реставрации осуществлялся контроль качества со стороны КГИОП и ГМГС[7]. Дорогостоящая реставрация выполнена ООО «РМ «Наследие» с отличным качеством. Скульптуры предстали в своем историческом виде, блистая золотыми крыльями.
Сразу после торжественного возвращения отреставрированных скульптур на историческое место — Грифоны подверглись атакам вандалов – они были облиты белой жидкостью (к сожалению, с содержащей щелочные примеси), разрисованы граффити, повреждены швы от попытки засунуть внутрь записку или монетку. Придуманная студентами или экскурсоводами, ничем не обоснованная традиция «тереть на счастье» крылья Грифонов опять становится одной из главных причин порчи скульптур. Слой сусального золота стерт многочисленными прикосновениями посетителей моста буквально за несколько недель поле двухгодичной реставрации. На скульптуры залезают, царапают позолоту крыльев… Разумеется, на поверхность скульптур нанесено антивандальное покрытие, которое работает как защита от проникновения посторонней краски внутрь и помогает легче удалять ее, но против агрессивных, кислото-содержащих жидкостей, против механического, умышленного стирания и царапания позолоты, краски, против суеверия и вандализма — антивандальное покрытие наших Грифонов не защищает.
Так называемые «петербургские обычаи», для «сбывания мечты» которых необходимо что-то потереть на памятнике, в основном придумываются и используются гидами — экскурсоводами для оживления, увеличения интереса к своим экскурсиям. Вспомним, например, натертые до золотого блеска фрагменты бронзового барельефа на памятнике Петру I на Кленовой аллее перед Михайловским замком, или «золотой» нос скульптуры Д.И.Менделеева на Московском проспекте, или протертую спину скульптуры верблюда с памятника Н.М. Пржевальскому в Александровском саду, кроме того, в силу какой-то традиции, надо обязательно присесть на этого многострадального верблюда. А фотографироваться, надо взобравшись верхом на скульптуры Львов с Адмиралтейской набережной. И неважно, что они не имеют внутреннего каркаса, выполнены в технике выколотки из тонкого листа меди. Продавить их может даже ребенок, не говоря о взрослых. Скромная трогательная фигура бравого солдата Швейка на Балканской площади в Купчино стала «проходным» объектом – уже никто ни взрослые, ни дети не представляют, как можно не потереть бронзу, хотя она сияет «золотым блеском», разрушаясь от природных негативных факторов. Достается и императору Петру Алексеевичу в Петропавловской крепости. Сделана попытка оградить царя от назойливого внимания посетителей и это препятствует сидению на коленях у императора, но не спасает от бесконечных прикосновений тысяч посетителей, в том числе толп китайских туристов. Мода дошла и до Поднебесной.
Но больше всего страдают, конечно, скульптуры Грифонов на Банковском мосту. Суеверие и вандализм сегодня представляют собой серьезную угрозу для объектов культурного наследия, музейных предметов, находящихся в общедоступных местах.
Поможет ли установка таблички «Руками не трогать!» рядом с памятниками или следует принимать более жесткие меры — вопрос остается открытым.
Список литературы:
1. Коммерческая газета. Скульптор П.П.Соколов о чугунных отливках. 1829, №18, 19
2. Пунин А.Л. Из истории проектирования ценных мостов в СПб (Львиного и Банковского) // Петербургские чтения 96: Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2013».- 1996. С. 299
3. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1986
4. Грифоны. Дело № 44/1-4. Архив ГМГС
[1] Чугун – черный металл, сплав железа с углеродом.
[2] Скульптор П.П.Соколов о чугунных отливках «Коммерческая газета». 1829, №18, 19
[3] Вильгельм фон Треттер (нем.Wilhelm von Traitteur,Василий Карлович Треттер) (1788-1859) – немецкий инженер, мостостроитель.
[4] Пунин А.Л. Из истории проектирования ценных мостов в СПб (Львинного и Банковского) // Петербургские чтения 96: Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2013».- 1996. С. 299
[5] Дело №44/1-4. Архив ГМГС.
[6] Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
[7] Государственный музей городской скульптуры.
©Е.А.Шишкина
©ГМГС, 2020