Фонд открытки в Государственном музее городской скульптуры

Предлагаем вашему вниманию серию публикаций, рассказывающих об одном из музейных фондов — фонде открытки, которому в декабре этого года исполнится 10 лет. Знакомство начнём с обзора состава фонда, основных его тем и направлений.

Напомним, что Государственный музей городской скульптуры — единственный в России музей, в ведении которого состоят произведения монументальной скульптуры, находящиеся в условиях естественной городской среды. Начало нашему музею положила деятельность легендарного общества «Старый Петербург», в первые послереволюционные годы делавшего все возможное для сохранения культурного наследия города. С тех пор неизменными остаются основные функции музея – изучение и сохранение предметов коллекции, научная реставрация. Сейчас на музейном учете более 200 городских памятников и произведений декоративно-монументальной скульптуры, свыше 800 мемориальных досок, около 2000 мемориальных памятников в музейных некрополях.

Для выполнения задач сохранения и реставрации монументов большое значение имеет сбор иконографического материала. Именно поэтому в фондах музея – скульптуры, графики, открытки собраны изображения памятников, скульптур, мемориальных досок, портреты выдающихся деятелей.

 Фонд открытки сравнительно молодой и активно растущий, создан относительно недавно, в 2011 г., но основа фонда заложена задолго до этой даты. В 1939 году в музее появился «Отдел памятников и мемориальных досок города» (отдел города), где в качестве иконографического материала начали использовать видовые фотооткрытки. Это самая большая по объёму экспонатов тематическая часть нашего собрания. Иконографической «базой» нового музея наряду с фотографиями стали видовые открытки хорошего полиграфического качества, выпускавшиеся в период 1900-1910 х гг. Поэтому, когда спустя десятилетия формировался фонд открыток, уже было собрано значительное их количество.

 Изданием видовых, изначально самых востребованных открыток, занимались более сотни конкурирующих издательств, как крупных, так и небольших частных, с соответствующими техническими возможностями и тиражами. Крупнейшими российскими издателями открыток были Рихард Лютерман-младший (издательство «Ришар»), «Шерер, Набгольц и Ко», А.Н. Кононов. Печатались открытки в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, типографиях А.А. Ильина, Р.Р. Голике и А.И. Вильборга, И.И. Кадушина и др. Крупные иностранные издательства, наиболее широко представленные в индустрии видовой открытки, это А. Гранберг (Швеция) и «Штенгель и Ко» (Германия) и другие.

Важное место в нашем собрании занимают первые советские открытки, выпускавшиеся в период с середины 20-х до 1940 гг., весьма интересные с точки зрения документальности. Это документальные фотооткрытки, запечатлевшие уникальные моменты истории, и видовые, где появляются памятники новой советской тематики.

Не менее значимой темой стали открытки с портретами тех или иных деятелей культуры, исторических личностей, чьи имена связаны с нашим музеем. Это, например, репродукции картин и гравюр, выполненные наиболее распространённым тогда способом печати — фототипией. В эту же группу попадают невероятно популярные фотопортреты деятелей искусства, практически фотографии, напечатанные методом фототипии а иногда и прямой фотопечати. Россия рубежа веков боготворила своих писателей, художников и артистов, «властителей дум», кумиров публики. Популярность сюжета и популярность открытки как таковой была весьма выгодна издателям, что приводило к росту тиражей таких изданий.

Художественные и репродукционные открытки одни из самых заметных и привлекательных для экспонирования, зачастую с эффектными сюжетами. Как правило, художественные открытки выполнены в технике цветной печати, на высоком полиграфическом уровне, в лучших издательствах и типографиях своего времени. Их изданием наиболее плодотворно занималась «Община Святой Евгении», известнейшая российская организация, ставшая примером плодотворного соединения благотворительных и художественных задач. Её издательская деятельность, итогом которой стала, в том числе пропаганда искусства, имела огромное значение для отечественной культуры.

Большая и важная тема музейного собрания это открытка периода Великой Отечественной – свидетель и участник войны. Многие экземпляры нашей коллекции изданы в блокадном Ленинграде. Поскольку город находился на военном положении и работа фотографов была затруднена, издавались открытки с репродукциями работ художников, архитекторов, работавших в осаждённом городе. Это практически всегда полноценные графические работы, малоформатная печатная графика. Блокадная почтовая открытка из нашего собрания показывает памятники города, работы по их укрытию или монументы, оставшиеся в привычном виде. Это наглядное отражение страниц военного периода в истории нашего музея.

Со временем, к началу 90-х гг. собрание открыток музея значительно расширилось, тематика поступлений стала намного разнообразнее за счёт поздравительных открыток, видовых (с городами и монументами в СССР, «природой» России и т.д.) и открыток запечатлевших зарубежные памятники. Пополнение и формирование фонда открытки никогда не прекращалось, это перманентный процесс.

В музейном собрании необходим весь тематический спектр открыток. Например фотооткрытка это документ, буквально фиксирующий время. С точки зрения «бытования» памятника, открытка позволяет увидеть окружающую его действительность, эпоху во всём многообразии её примет и деталей. Рисованная открытка, запечатлевшая виды городов и их монументов, помимо своих документальных функций является разновидностью графики. Такие открытки, созданные замечательными художниками, становятся полноценными экспонатами графических коллекций музеев мира. Несомненно, свою роль и вклад в иконографию вносят открытки-портреты выдающихся личностей, как фотопортреты, так и рисунки. В целом, большое значение имеет просветительская, познавательная роль открыток разнообразно представленной в фонде тематики, которые побуждают зрителей всех возрастов «к интеллектуальному и эстетическому саморазвитию, творческому мышлению, культурной коммуникации».

Фонд открытки активно участвует в выставочной деятельности, экспонаты регулярно показываются и на общемузейных экспозициях, а также на локальных, организуемых хранителями ГМГС выставках «из фондов», т.е. без привлечения дополнительных ресурсов. Первой заметной выставкой, где солировала открытка, стала экспозиция «На память о памятнике», организованная фондом ПРОАРТЕ в 2014 г. Затем был целый ряд музейных выставок с участием открытки, отметим некоторые: в 2016 г. создана выставка «Посвящение городу» к юбилею А.П. Остроумовой-Лебедевой. В 2017 г. проводилась выставка «Навсегда стремителен и молод», к 60-летию памятника А.С. Пушкину на площади Искусств. В 2019 г. экспонировалось свыше пятидесяти открыток на выставке «Пушкинская тема» в рамках проводимого музеем фестиваля «Пушкинград». Особое внимание мы уделяем военной открытке: на «внутрифондовых» выставках дважды за последние годы демонстрировались открытки периода Великой Отечественной: «Мужеству великого города» в 2019 г., «Ленинградские монументы помнят» в 2020 г.

В дальнейших публикациях мы подробнее расскажем о составе фонда открытки и некоторых наиболее интересных его экспонатах.


Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки
©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: