Мемориальные доски на зданиях Санкт-Петербурга – историческая летопись о людях и событиях нашего города. Порой имя, высеченное на доске, в свое время известного человека, сегодня не всем знакомо но, благодаря, мемории, заключённой в произведении малой архитектурной формы – оно не забыто.
На мемориальной доске, размещенной на фасаде дома №12 на набережной Кутузова, читаем текст: «Здесь с 1934 по 1942 год жил и работал писатель Борис Андреевич Лавренев». Она установлена в 1981 году в честь 90-летия со дня рождения писателя.
Надо отметить, что в доме №12 по набережной Жореса, так до 1945 года называлась набережная Кутузова, с середине 1920-х годов жили коллекционеры, писатели, организовавшие жилищно-строительный кооператив: семья Фридриха Криммера и Рашель Мильман, коллекционера И. Рыбакова, писателя и этнографа М. Сергеева, семья Глазуновых, писатель К. Федин, сценарист А.Каплер, а также и писатель Б. Лавренев по архивным документам проживал здесь с 1928 по 1942 год.
Автор доски архитектор Питаев Валерий Леонидович, представляя проект на Городском художественно-экспертном Совете использовал текст указанный в Решении Ленгорисполкома от 13.04.1981 №231 об установке мемориальных досок Б.А.Лавреневу, К.И.Чуковскому, А.Н.Толстому. Если последние фамилии нам известны и их произведения знакомы и читаемы до сих пор, то писателя Б.А.Лавренева помнят не многие. Его настоящая фамилия Сергеев, но так как писатель с такой фамилией уже существовал в литературной среде и даже жил в одном доме с ним доме – он становится Лавреневым.
Литературоведы 1980-х годов называли писателя Б.А.Лавренева создателем советской маринистики, писателем-патриотом, «расцвет таланта, которого пришелся на эпоху жестоких классовых битв, подарил нам много замечательных произведений, завоевавших огромную популярность у читателей нескольких поколений». В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения Лавренева как повесть «Ветер», драма «Разлом», рассказы «Полынь-трава», «За тех, кто в море», повесть «Сорок первый» и др. В 1956 году по произведению Лавренева «Сорок первый» режиссер Георгий Чухрай снимает художественный фильм с молодыми актерами в главных ролях — Олегом Стриженовым и Изольдой Извицкой. Лирические отношения героев развиваются «в декорациях» Гражданской войны, на фоне красивых морских пейзажей. Их персонажи, находящиеся «по разным сторонам баррикад» — красные и белые — сталкиваются с задачей выбора – идейный долг перед отечеством или любовь…
В произведениях Лавренева переплелись идеологические темы времени и суровый лиризм, когда писатель пишет о море. Любовь к морю связана с биографией писателя и, не случайно, в строгую композицию шрифтовой мемориальной доски, выполненной из гранита, автор – архитектор В.Л.Питаев включает, декоративную деталь, напоминающую морские волны — в нижней части вырублены вертикальные волнообразные полосы. Живописные красно-черные пятна гранита напоминают рябь на воде. Мемориальная доска Б.А.Лавреневу является одним из примеров выразительного композиционно — образного решения, отображает заинтересованность и поиск архитектора к наиболее выразительному воплощению замысла. Она является предметом музейной коллекции ГМГС. Специалисты музея следят за ее сохранностью, реставраторы удаляют с гранитной поверхности загрязнения, восполняют тонировку знаков текста, чтобы проходя мимо можно было прочитать фамилию Бориса Андреевича Лавренева — советского писателя реалиста, лауреата многочисленных премий и правительственных наград. Его имя носит Драматический театр Черноморского флота ВМА России и библиотека в Санкт-Петербурге на набережной реки Карповки, 28.
Екатерина Шишкина, хранитель мемориальных досок города
©ГМГС, 2021