К 200-летию со дня рождения Владимира Васильевича Стасова и к 210- летию Российской национальной библиотеки.
«Искусство только тогда сильно, когда оно национально» — эти слова принадлежат выдающемуся музыкальному и художественному критику XIX века, историку искусства, почетному члену Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — Владимиру Васильевичу Стасову, 200-летний юбилей которого широко отмечается в этом году.
Изданное еще при жизни В.В.Стасова «Собрание сочинений» в 3-х томах, /в которое вошли статьи с 1887 по 1906 год/, неоднократно переиздается, и, для многих художников, музыкантов, искусствоведов, современных критиков является не только источником при изучении истории искусств, но и примером патриотического отношения к культуре России.
В изменчивом многообразии художественных стилей и течений искусства, в постоянном поиске идейности, истины и путей развития русской культуры, в искреннем желании сделать искусство доступным для понимания как можно более широкого круга людей, даже далеких от искусства … — Стасов навсегда вошел в историю русской культуры как «духовный отец».
Оценивая заслуги В.В.Стасова, нельзя не восхититься широтой его знаний и публицистическим талантом, трудолюбием, диапазоном интересов, размахом общественной деятельности… .
При этом он категорически не принимал иные /кроме своих/ идеи в искусстве, чуждался всего нового, /а без нового не может быть развитие самого искусства/, был консервативен, избирателен в выборе приоритетов. Его оценки, порой субъективные «ставили крест» на многих именах, его мнение звучало как приговор для многих художников и композиторов, не поддерживающих его идеи и не входивших в круг его друзей.
Тем не менее его деятельность была высоко оценена не только современниками, но и последующими поколениями.
Жизнь и деятельность Стасова связаны с Санкт-Петербургом. Мемориальными досками, входящими в коллекцию Государственного музея городской скульптуры, отмечены два адреса.
Более 20 лет В. В. Стасов жил в доме №26 на Моховой улице. Он переехал в квартиру по этому адресу в 1854 году в 30-летнем возрасте уже широко известным своими критическими статьями об искусстве, которые он начал публиковать с 1847 г. Прожил здесь до 1873 года. Квартира состояла из 14 комнат и располагалась на третьем этаже. С этой квартирой неразрывно связаны все значительные события жизни и деятельности Стасова в знаменитую эпоху 1860-х годов — время широкого развития демократических тенденций среди прогрессивной русской интеллигенции, время пробуждения интереса к народным истокам в литературе и искусстве, время формирования русского реалистического искусства. В квартире на Моховой улице, постоянно было много гостей. Здесь можно было встретить и уже известного художника Н.Н.Ге и молодых тогда художников И.Е.Репина, К.А.Савицкого, скульптора М.М.Антокольского. «За товарищескими обедами довольно часто разговор заходил тогда о страшной критике Стасова, который бурно разносил нашу Академию Художеств за ее классицизм и рутину…» — вспоминал И.Е.Репин. В своих убеждениях Стасов был неистов, но в его доводах чувствовалась живая сила реализм, новизна, его убеждения находили отзыв.
Здесь же собирались композиторы – члены музыкального кружка, который сам Стасов назвал «Могучей кучкой» — М.А.Балакирев, И.А.Кюи, М.П.Мусорский, А.П.Бородин, и Н.А.Римский – Корсаков и еще много прогрессивных русских деятелей.[1] Скульптор И.Я Гинцбург[2], тогда еще 11-12 летний мальчик введенный в семью Стасова своим учителем М.М.Антокольским, так вспоминает об этой квартире» «По воскресеньям я стал бывать у Стасова… Здесь были не одни художники: бывали литераторы, музыканты и люди разных профессий. Жизнь тут кипела во всех широких проявлений своих …Стасов любил знакомить своих друзей между собой, и в его доме часто встречались музыканты, литераторы, художники и ученые: их сближению Стасов придавал большое значение». Конечно центром всего этого общества был сам Владимир Васильевич.[3]
В память об этих встречах, на фасаде дома на Моховой улице в 1955 была установлена мраморная мемориальная доска с текстом «В этом доме с 1854 по 1873 г. жил и работал выдающийся русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов». В композиции доски нет декоративных элементов, портрета, украшений – только лаконичный текст, отчетливая графика шрифта, четкая компоновка строк. Важно отметить, что и в середине XX века сохраняется высокая оценка деятельности Стасова, как художественного критика.
Из дома на Моховой Стасов пешком ходил до Императорской Публичной библиотеки на Невском проспекте, где он работал, сначала как читатель, а потом и как сотрудник. «Библиотеку он любил страстно…, и она его любила тоже»[4].
В 1956 г. по инициативе Государственной Ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина и по Решению Ленинградского Совета депутатов трудящихся от 20 марта 1957 г. №13 на главном здании библиотеки была установлена мемориальной доски с текстом «Здесь с 1856 по 1906 год работал выдающийся деятель русской культуры Владимир Васильевич Стасов». /Изначально в тексте доски присутствовало слово «библиотекарь», но при согласовании проекта доски Управлением культуры была внесена корректировка – слово «библиотекарь» вычеркнули из текста/.
Создание доски осуществлялось Государственным музеем городской скульптуры. Мемориальная доска выполнена по проекту архитектора М.Ф.Егорова (1898-1982) — признанного мастера-шрифтовика, являющегося автором многих мемориальных досок, установленных в Санкт-Петербурге. По проекту архитектора несколько лет назад уже были выполнены и установлены на главном фасаде Публичной библиотеки мемориальные доски «основателю первой русской марксисткой организации — группы «Освобождение труда» Г.В. Плеханову, который в 1874-1880 гг. работал в залах библиотеки и «великому русскому баснописцу» И.А.Крылову, который, с 1812 по 1841 гг. работал здесь библиотекарем /причем слово «библиотекарь» присутствует и в тексте мемориальной доски/. Все мемориальные доски выполнены в едином стиле – вертикальные, в верхней части профильный портрет в круглом медальоне, в нижней части – текст вырубленными и вызолоченными знаками. Как произведения малой форма монументального искусства — мемориальные доски на здании РНБ являются предметами коллекции Государственного музея городской скульптуры, входят в состав Музейного фонда Российской Федерации. Хранители музея следят за их сохранностью, реставраторы проводят необходимые профилактические работы – удаляют с поверхности мрамора загрязнения, выполняют консервацию камня, направленную на стабилизацию состояния и защиту его от агрессивного воздействия окружающей среды.
Портрет В.В.Стасова исполнен скульптором-медальером Ю.Г.Клюге (1929-2004) по многочисленным фотографиям и портретам, в том числе написанными художником И.Е.Репиным, и бюсту, созданному скульптором М.М.Антокольским, с которыми В.В.Стасов был дружен.
Торжественное открытие доски состоялось 14 января 1958 года к 134-ой годовщине со дня рождения В.В.Стасова. На митинги звучали слова об заслугах Стасова в борьбе за народность и реализм русского изобразительного искусства и музыки, о большой и плодотворной деятельности В.В.Стасова в Публичной библиотеки /опуская слова быв. Императорская- прим. автора/, где Стасов проработал полвека /хранителем фондов, ему даже предлагали возглавить Публичную библиотеку, но он отказался/.
В Российской национальной библиотеке хранят память об ее известном сотруднике.
К 200-летию со дня рождения В.В.Стасова в главном здании РНБ, отделом эстампов и фотографий была организована выставка, на которой хранители представили уникальные фондовые экспонаты, раскрывающие разные стороны жизни и творчества, многогранность интересов этого выдающегося человека, в том числе памятная доска с дачного дома Стасова[5] близ Парголово, которая каким-то чудом уцелела во время пожара в 1940-х годах. Это небольшая прямоугольной формы металлическая доска, декорированная яркой эмалью. На синем фоне ярко желтая надпись: «На этой даче 28 летъ/ жилъ пламенный истолкователь/ и поборникъ русского искусства/ В.В.Стасовъ/ 1878-1906/». В композиции доски много декоративных деталей — стилизованные элементы русского орнамента украшают рамку и буквицы текста. Доска выполнена по рисунку архитектора И. П.Ропета, который был хорошо знаком со Стасовым. Она вызывает ассоциации с элементами ограды мемориального памятника В.В.Стасову в музейном Некрополе мастеров искусств, декорированными сине-желтой эмалью.
Когда-то в 1880-х годах прошлого века друзья-художники В.В.Стасова поднесли ему поздравительный адрес, на котором был изображен единственный в своем роде рыцарский герб — шпора и зажигательное стекло. С тех пор почетное имя рыцаря шпоры и зажигательного стекла настолько закрепилось за Стасовым, что даже его надгробный памятник украшен этим знаком. В течение шестидесяти лет Стасов был верным рыцарем русского национального искусства. Он как гигантское зажигательное стекло, собирал солнечные лучи и воспламенял сердца русских художников, музыкантов, без усталости шпорил отстающих, ободрял и вдохновлял… «делал все, что мог, и все, что мог – сделал» …
Начальник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда «Мемориальные доски» Е.А.Шишкина
[1] На улице Моховой в разное время проживали известные деятели культуры. Например, в соседнем доме №30 до 1869 г. жил композитор Даргомыжский А.С., а в доме №3 более 30 лет жил и умер в 1891 г. писатель Гончаров И.А. Эти места отмечены мемориальными досками.
[2] В дальнейшем скульптором И.Я. Гинцбургом, вместе с архитектором И.П.Ропетом создан памятник на могиле В.В.Стасова в Некрополе мастеров искусств ГМГС.
[3] Но очень многие приходили сюда потому, что хорошо знали и любили Надежду Васильевну Стасову– сестру, близкого друга Владимира Васильевича.
Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) — общественная деятельница, в 1860-1895 гг. возглавляла женское движение в России; организатор борьбы за высшее образование женщин, закончившейся открытием в Петербурге Владимирских (1870 г.) и Бестужевских курсов (1878 г.). Создательница одних из первых в России детских яслей (1894 г.).
[4]Литературный и художественный критик, публицист, общественный деятель Д.В. Философов писал о Стасове: «Библиотеку он любил страстно…, и она его любила тоже» (Философов Д.В. Слова и жизнь. СПб., 1909. С. 319).
[5] Этот дом не являлся собственным домом Стасовых — на протяжении 28 лет В.В. Стасов снимал его.
©Екатерина Шишкина