Государственный музей городской скульптуры хранит уникальные фотоматериалы, отражающие историю создания его музейных экспозиций, находящихся под открытым небом. Снимки, положившие начало фотоколлекции ГМГС, были созданы его основателем Николаем Викторовичем Успенским (1885-1947). Профессиональный фотограф, окончивший Высший институт фотографии и фототехники (сегодня – Санкт-петербургский университет кино и телевидения), в 1920-1930-е гг. он работал в фотографом в Государственной рентгенографическом институте и фабрике «Севзапкино». В этот период началась его активная деятельность и в обществе «Старый Петербург – Новый Ленинград». Став хранителем (на общественных началах) уникального Лазаревского некрополя, впоследствии Н.В. Успенский возглавил музей, в состав которого вошли Лазаревское и Тихвинское кладбища, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и «Литераторские мостки». Множество фотографий и негативов того периода, созданных Николаем Викторовичем представляют собой интереснейший материал по истории становления музейной экспозиции, по истории некрополей Петербурга.
Выборгское римско-католическое кладбище
2 января 1856 г. император Александр II утвердил разрешение «римско-католическому духовенству в Санкт-Петербурге на владение землею, отведенной из городского выгона в Выборгской части, известной под названием Куликова поля, для устройства кладбища и часовни»[1].
Архитектор Николай Леонтьевич Бенуа ещё до открытия кладбища, в 1852 г., составил проект церкви, больницы и приюта для престарелых. В июле 1856 года был заложен новый католический храм во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы, строительство которого было завершено в 1859 г. В 1874 г., выражая мнение польской колонии, «пожелавшей, чтобы церковь более выделялась среди окружающей местности», о. Д. Лукашевич решил пристроить к храму колокольню, закладка которой состоялась 1878 г. Строительство велось на личные средства капеллана по проекту архитектора Н.Л. Бенуа и было завершено в 1879 г. Тогда же состоялось повторное освящение церкви на кладбище.
В цокольном этаже храма были устроены особые крипты для захоронений — в юго-западной части подвала и с противоположной стороны. Под мраморными саркофагами лежали Могилевские архиепископы-митрополиты: А.-К. Гинтовт-Дзевалтовский, И. Головинский, К. Дмоховский, Б.-И. Клопотовский, С.-М. Козловский, А. Фиалковский, епископы-суффраганы Г. Ивашкевич и И.-М. Станевский. В крипте костела были похоронены также архитектор Н.Л. Бенуа и о. Д. Лукашевич, места, для которых были выделены бесплатно одновременно с окончанием постройки церкви.
На Выборгском римско-католическом кладбище были погребены многие известные деятели науки и искусства: горный инженер и изобретатель С.Г. Войслав, инженер–технолог, химик Б.Т. Вылежинский, психиатр И.П. Мержеевский-Шелига; всемирно известный флейтист Ц. Чиарди, певица А. Ксиндавелонис (Бозио), зодчий Ж.Ж. Шарлемань (1782–1861) и его сын, художник, И. И. Шарлемань (1824–1870), мозаичисты, академики Академии художеств Л. и Ю. Бонафеде, ректор Академии художеств в 1855– 1871 гг. Ф.А. Бруни (в числе его работ были росписи Исаакиевского собора), акварелист Л. Премацци, художник А. Моллинари; первый издатель «Ревизора» А.А. Плюшар, лицейский друг и секундант А.С. Пушкина К.К. Данзас.
К началу XX в. кладбище оказалось практически переполненным и в 1918 г. было полностью закрыто для погребений, а в 1919 г. национализировано. В 1930 г. на части прилегающей к некрополю территории был построен чугунолитейный завод. В 1931–1933 гг. через территорию некрополя было проложено продолжение Минеральной ул.
В 1939 г. Красногвардейский райсовет принимает решение о полной ликвидации кладбища. Отдел охраны памятников Управления по делам искусств обращается с просьбой в Красногвардейский рафинотдел, в чьё ведение поступило кладбище, о допуске сотрудников Ленинградского музея-некрополя в подвал костёла для осмотра надгробных памятников.
19 апреля 1939 г. сотрудники музея зафиксировали: памятники в крипте оказались частично разрушены, кроме того «на кладбище идёт разборка бесхоза. Много памятников поломано. Памятник певицы Бозио во многих местах поцарапан, а решетка сломана совершенно. У некоторых памятников и скульптур отбиты или отломаны детали, руки скульптур»[2].
В апреле и мае заведующий отделом надгробной скульптуры, основатель музея-некрополя, фотограф Н.В. Успенский вновь приезжает на Выборгское кладбище и фотографирует костёл и некоторые надгробия близ него, в том числе и семейное захоронение Шарлеманей. (Илл. 1–4.)
Николаю Викторовичу удалось произвести фотофиксацию семейного захоронения графов Потоцких[3] в крипте костёла.
В этом семейном склепе, согласно «Петербургскому некрополю» были погребены:
- С.-Ф. Потоцкий, граф, генерал-аншеф; 1752–1798.
- Ж.-А. Потоцкая, графиня, супруга графа Станислава-Феликса Потоцкого; 1752 –1798.
- В. Потоцкий, сын графа Станислава и графини Екатерины Потоцких; 1804–1818.
- С. Потоцкий, граф, младенец, сын графа Станислава и графини Екатерины Потоцких, ск. 1820 г.
- С.С. Потоцкий, тайный советник, обер-церемониймейстер Российского Императорского Двора; 1787–1831.
- Л.С. Потоцкий, граф, действительный тайный советник; 1790–1860.
- Б.С. Потоцкий, граф, обер-шенк двора Его Величества; 1805–1893.
На снимке, датированном 26 апреля 1939 г., в нише надгробие в виде алтаря, слева и справа от которого укреплены мраморные (?) доски с эпитафиями на латинском языке; в центре, вероятно, было размещено иконографическое изображение. (Илл. 5.)
В этот же день Н.В. Успенский фотографирует надгробие архиепископа Игнатия Головинского (1807–1855), завещавшего похоронить себя в крипте церкви св. Екатерины Александрийской, однако позже его прах был перенесен в крипту церкви Выборгского католического кладбища. Надгробие представляет собой сооружение в виде портала, в центре которого постамент с лежащей на нем скульптурной фигурой католического епископа литургическом облачении. (Илл. 6,7.)
В мае-июле 1939 г. музей-некрополь начинает работы по переносу памятника А. Бозио одновременно с перезахоронением праха певицы. Так продолжилась начатая музеем ещё в 1936 г. работа по спасению некоторых захоронений Выборгского католического кладбища, когда в Некрополь мастеров искусств были перенесены прахи Ф.А. Бруни (с надгробием) и К.К. Данзаса (первоначальное надгробие не сохранилось, существующее установлено МГС). (Илл. 8, 9, 10, 11.)
Осенью 1939 г. Выборгское кладбище перешло из ведения треста «Похоронное дело» в ведение Красногвардейского райфинотдела. В ноябре 1939 г. Музей городской скульптуры обращается в администрацию райфо с просьбой сохранить памятники от разрушения до наступления благоприятного времени для переноса прахов и надгробий. Музей ходатайствовал о сохранении памятников художникам Ю. Бонфеде, Л. Премацци, М. Аббондио, флейтисту-виртуозу Ц. Чиарди, архитекторов Ж.-Ж. Шарлеманя (1782–1861) и его сына И.И. Шарлеманя (ск. 1870), психиатру И. Шелига-Мержеевскому, основательнице первого в России стационарного зоосада Софии Гербгарт Рост. В марте 1940 г. райфинотдел Красногвардейского района организовал на кладбище каменоломню и добычу железного лома, о чем мы узнаем из докладной записки инженера-экономиста Никонова в архитектурно-планировочный отдел Ленсовета. «Рабочие, добывающие камни не разбирают памятников, с целью рационального использования камней и других частей памятников, а разламывают последние, большей частью большей частью разбивая ценные каменные глыбы на мелкие осколки … Кладбище никем не охраняется, так как Райфо не организовал охрану… Помещение кладбищенской церкви также подверглось значительному разрушению»[4].
В докладной записке от 11 июля 1940 г. Н.В. Успенский сообщает директору музея городской скульптуры, о том, что «на католическом кладбище, работы по снятию надмогильных сооружений почти все закончены, и только остались памятники, учтенные нашим музеем, да и то памятник Премацци уже сброшен со своего места». Н.В. Успенский настаивал на необходимости скорейшего проведения работ по перезахоронению прахов и переносу надгробий. Из памятников, которые музей еще в ноябре 1939 г. просил сохранить от разрушения, к июлю 1940 уцелели только два – Л. Премацци и И. Мержеевского. (Илл. 12, 13, 14, 15.)
Бюст с надгробия Л. Премацци работы скульптора М.Л. Диллон был утрачен в послереволюционные годы и к моменту переноса в июле 1940 г. сохранился только исторический постамент, который одновременно с прахом был перенесен в Некрополь мастеров искусств. Надгробие И.П. Мержеевского тогда же, в июле 1940 г., перенесли в музейный некрополь «Литераторские мостки».
27 июня 1942 г. художница А.П. Остроумова-Лебедева записывает в дневник: «Ходила гулять на бывшее прелестное католическое кладбище, от которого и следа не осталось. Ходила и удивлялась, как можно было так достигнуть полного его уничтожения, не оставив ни малейших следов от него. Ни креста, ни куска камня, ни кирпича. Даже могильных надписей нигде не видно. По кладбищу, по целине во все стороны идут разъезженные грузовиками дороги»[5]. К началу 1950-х на территории некрополя не осталось уцелевших надгробий, а к 1978 г. его территория оказалась беспорядочно застроена промышленными и складскими сооружениями. Так прекратило свое существование одно из интереснейших кладбищ Петербурга.
[1] Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. Сост. Кобак А., Пирютко Ю.СПб., 1993. С. 550.
[2] Архив ГМГС.
[3] Прахи Потоцких были перенесены со Смоленского кладбища в 1858 г. (кроме Л.С. Потоцкого) и захоронены в крипте костёла. Метрические экстракты, с. 615-616 — приложение части I издания: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: СПб. 2010.
[4] Архив ГМГС.
[5] Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. 3. М.: «Центрполиграф», 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prozhito.org/note/459355
А.Н. Соловьёва, старший научный сотрудник отдела Музейных информационных систем, хранитель фонда Редкая фотография.
©ГМГС, 2021