Лениниана в открытке. Выставка из собрания Государственного музея городской скульптуры

22 апреля 2020 года исполняется 150-лет со дня рождения В.И. Ленина. Оставив за рамками оценки его личности и политической деятельности, отметим бесспорное значение и роль этой фигуры как в мировой истории, так и в самом существовании нашего государства.

            С самых первых дней своего создания, в последней трети XIX века, открытка становится мощным средством массовой агитации, пропаганды, инструментом для продвижения идей — от политических до утилитарных рекламных и торговых. Конечно же, новое советское правительство восприняло такие возможности открытки, способность влияния на общество посредством мобильной, демократичной, массовой печатной продукции.

            В эти дни, отмечая юбилейную дату, в рамках виртуальной выставки мы имеем возможность познакомить зрителя лишь с некоторыми экспонатами нашего собрания, объединёнными «ленинской» темой. Следуя тематике коллекций нашего музея, экспонаты «ленинианы в открытке» практически полностью посвящены памятникам.

            По хронологии выставку открывают первые советские открытки, например, фотопортрет В. И. Ленина, созданный знаменитым фотографом Моисеем Соломоновичем Наппельбаумом (1869-1958) В известной книге «От ремесла к искусству» он подробно описывает это событие — своё знакомство с Лениным и визит в Смольный для создания первого в истории фотопортрета вождя пролетарской революции. Всё внимание автора, признанного мастера светописи, превосходно владеющего техническими приёмами, сосредоточено на лице вождя. Падающий справа свет мягко обтекает голову, бликами подчёркивая умный пристальный взгляд. Детали костюма не столь важны мастеру, поэтому они дорисованы, а фон решён в свойственной фотохудожнику условной манере, не отвлекающей внимания от главного. На лицевой стороне открытки, под изображением автограф Ленина с точной датой съёмки — 31 января 1918 года. В книге Наппельбаум упоминает о своей первой персональной выставке, устроенной в 1918 году в Аничковом дворце по распоряжению А.В. Луначарского: «Центральным, самым ценным произведением на моей выставке был портрет В.И. Ленина. Он демонстрировался впервые. Репродукции с этого портрета разошлись тогда по всей стране…печатались многомиллионными тиражами.» Также в ряде публикаций есть сведения об этой открытке, поэтому можно утверждать, что имеющийся в нашей коллекции портрет в виде фотооткрытки издан в 1918-19 годах.

            В коллекции Государственного музея городской скульптуры хранится более десятка памятников В.И. Ленину, некоторые из них можно увидеть на открытках из нашего собрания. Первый и наиболее известный памятник Ленину по проекту скульптора С.А. Евсеева и архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха открыт 7 ноября 1926 года у Финляндского вокзала. Фигура вождя на броневике сразу же стала символом самой Революции, изображение памятника десятки лет печаталось многотысячными тиражами. По всему миру разлетался этот знаковый образ. Одной из первых в нашей подборке стала открытка, изданная в довоенный период, где памятник стоит на первоначальном месте, около старого корпуса вокзала. Этот вид нам непривычен, нет холма-куртины у подножия монумента, совсем иные здания на заднем плане. Открытка выпущена в Ленинграде издательством А.Кононова, тиражом пять тысяч экземпляров.

            Комплект «Ленинград в дни войны и мира», где представлены коллажи из блокадных и современных снимков замечательного фотографа Давида Михайловича Трахтенберга (1906-1975), увидел свет в 1970 году. Здесь на одной фотографии памятник Ленину надёжно укрыт земляной насыпью и защитными сооружениями, на второй снят достаточно близко, с высоты, что позволяет рассмотреть фрагменты скульптуры. Идея такого наглядного сопоставления эпох, лежащая в основе, воздействует на зрителя по сей день.

            Интересна открытка с ещё одним памятником нашей городской «ленинианы», это скульптура Вениамина Борисовича Пинчука (1908-1987), установленная в Тарховке, по дороге к знаменитому Разливу. Монумент отлит в бронзе в 1957 году, но только в 1978 памятник принимает знакомый нам облик — за фигурой, склонившейся над импровизированным письменным столом, появились гранитные литеры «Ленин». На открытке, изданной в 1976 году показан промежуточный этап существования этого памятника, фоном скульптуры стали сосны и небо.

            В фокусе интересов Государственного музея городской скульптуры лежат в первую очередь петербургские монументы. Но «иногородние» памятники также привлекают внимание, особенно так или иначе связанные с нашим городом и музеем. Привлекает внимание открытка, где изображены двое молодых людей, позирующих на фоне бюста В.И. Ленина, высеченного в скале. На адресной стороне нет никаких сведений о месте, сюжете, дате происходящего, но возле портрета видна выполненная на камне подпись «Ингал/ 14/8-24». Это работа выдающегося в будущем скульптора и педагога, ленинградца Владимира Иосифовича Ингала (1901-1966). Известно, что в 1924 году Ингал создал портрет В.И. Ленина для курорта «Кавказские Минеральные Воды» в Кисловодске. Памятник начал разрушаться почти сразу же после создания, и в 1926 на его месте появился другой. Вызывает интерес способ создания открытки, по сути это фотография выполненная в формате почтовой карточки, что было довольно распространённым явлением. Вероятно открытка были напечатана по заказу скульптора в память о первой монументальной работе и в качестве своеобразной рекламы. Этот предмет интересен и с точки зрения иконографии Ленина в скульптуре, и как самодельная фотооткрытка – малотиражный, уникальный, артефакт. Кроме того, этот редкий кадр доносит до нас внешний вид утраченного памятника.

            Памятник В.И. Ленину в Челябинске открыт 15 июля 1925 года. Это необычный архитектурный объект в виде двухэтажного монументального сооружения, увенчанного обелисками, где на вершине, под арочным сводом установлен портретный бюст вождя. Скульптурный портрет отлит по модели ленинградского ваятеля Матвея Яковлевича Харламова (1870-1930), работы которого были в числе «рекомендованных к воспроизведению» постановлением партии. Автором концептуальной части проекта, победившего в конкурсе на памятник, стал библиотекарь Н.М. Чекасин, который «предложил основой всего монумента сделать здание библиотеки-читальни»с трибуной для оратора наверху. Ни библиотека, ни трибуна не имели прямого практического значения, но были символичны. Памятник сохранился до наших дней, в экспозиции этой виртуальной выставки представлена открытка 1984 года.

            Выдающийся мастер отечественной скульптуры Матвей Генрихович Манизер (1891-1966) создал несколько памятников Ленину, мы обращаем внимание на работу 1932 года, выполненную для Минска. Необычно решение образа Ленина, он на трибуне, но не как традиционный «Ленин-оратор». Характерно для автора решение постамента с многофигурной рельефной композицией.

            Киевский памятник В.И. Ленину был установлен в 1946 году, скульптура для него ранее выполнена скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881-1952) из красного кварцита. Этот высокой твёрдости малиново-красный камень из Шокшинского месторождения под Петрозаводском в старину называли «шоханским порфиром» по сходству богатого цвета с египетским камнем. Трудоёмкость выполнения сложной скульптурной работы, обусловленная его плотностью, и достигнутый впечатляющий результат стали основанием для включения памятника В.И. Ленину в Киеве в круг выдающихся. Тем не менее, в 2013 году монумент подвергся атаке вандалов и был разрушен — с большими, надо заметить, усилиями. Вызывает огромное сожаление, что произведения искусства становятся жертвами сиюминутных политических игр. На выставке показана открытка 1970 года.

            На двух из представленных открытках изображены памятники молодому Владимиру Ульянову. Это монументы, выполненные скульптором Владимиром Ефимовичем Цигалем (1917-2013) и установленные в 1954 году в Ульяновске и Казани. В творчестве талантливого мастера особенно раскрылся образ будущего вождя в его юные годы. Известен целый ряд портретных, станковых работ Цигаля на эту тему. Памятник в Ульяновске выполнен из кованого гранита, в Казани из бронзы, они отличаются не только материалом но и пластическим решением, и трактовкой, что можно видеть на экспонируемых открытках.

            Лев Ефимович Кербель (1917-2003) в 1967 году стал автором памятника Ленину в Смоленске. Это был период «оттепели», и скульптура, выполненная из гранита в несколько непривычной манере, обусловленной в том числе материалом, его обработкой, отличается от произведений предыдущей эпохи. Кованый гранит, который выглядит как природный, необработанный рукой человека материал, придаёт монументальность и мощь образу, задуманному скульптором. Памятник открыт к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции.

            На этой виртуальной выставке мы познакомились лишь с некоторыми интересными открытками из нашего собрания, большая часть из них экспонируется впервые.

Хранитель фонда открытки

©Екатерина Шудрова

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: