«Там некогда гулял и я»
А.С. Пушкин
Нет другого такого города столь вдохновенно воспетого Пушкиным, как город на Неве. Многие пушкинские произведения буквально пронизаны Петербургом. Город, проникнутый его образами, хранит отзвуки пушкинской эпохи. У Пушкина город, его памятники не только становятся путеводной звездой поэтического произведения, но и главным героем. Достаточно вспомнить, что монумент Петру I работы прославленного Э. Фальконе, вслед за Пушкиным, все называют Медным всадником.
Пушкинский Петербург, гениальность и многогранность личности поэта оказывают особое влияние на современных художников. Эта взаимосвязь, взаимопроникновение дает возможность создавать новые произведения с новым восприятием «гения места». В нашей коллекции хранится значительное собрание графических работ талантливых художников XX–XXI веков, представляющих интерес глубокой авторской интерпретацией пушкинский темы.
В неразрывной связи с классическим Петербургом предстает город Пушкина в произведениях современных мастеров. Архитектурные ансамбли, созданные в эпоху классицизма, выдающиеся монументы привлекают не только красотой и гармонией, но и общим с художником – ощущением восторга, что они до сих пор сохранили неповторимый облик Петербурга, воспетый Пушкиным. В работах В. Верещагина, И. Бухман, Т. Давид, В.Ковалева запечатлены современные городские пейзажи с памятниками поэту на Пушкинской улице, на площади Искусств, в Царском Селе. Первому монументу Пушкина в нашем городе работы прославленного А.М. Опекушина посвящены произведения очень разных по творческой манере художников: В. Тамбовцева, С. Бернштейна. Свое видение монумента, созданного М. Аникушиным запечатлели А. Шураев, Б. Ракицкий, С. Спицын. Мастера графики вслед за Аникушиным, передали образ поэта пленительным и вдохновенным.
Рядом с иллюстрациями к «Медному всаднику» А. Бенуа, давно ставшими классикой, можно увидеть полные драматизма литографии И. Ершова. В его эмоциональных листах великолепно передано самое сильное наводнение, произошедшее 7 ноября 1824 года в Петербурге, когда вышедшая из берегов полноводная Нева затопила Дворцовую набережную, Стрелку Васильевского острова с Ростральными колоннами, Сенатскую площадь с Медным всадником…
На гравюре Н. Домашенко «Лик основателя» запечатлены здание Биржи на Стрелке, просторы Невы с парусными кораблями – и над всем этим высоко в облаках выступает лик Петра I, напоминающий портрет, созданный К. Растрелли. У Пушкина Петр и Петербург, основанный им – две неотделимые сущности, ипостаси.
Словно пушкинской поэзией дышат задумчивые берега реки Мойки в офортах В. Верещагина «Утренняя Мойка» и «Певческий мост». Художнику как нельзя лучше удалось передать и сумеречное состояние белой ночи, столь любимой поэтом, и заснеженные ажурные набережные и мосты Мойки – поэзию, красоту и гармонию которых поэт наблюдал из окон своей последней петербургской квартиры.
Через два столетия современные художники по-новому видят и самого А. Пушкина и его эпоху. В. Мишин в гравюре «Не дорого ценю я громкие права» рассуждает на тему одного из программных произведений поэта («Из Пиндемонти»), которое погружает зрителя во взаимоотношения поэта и царя, поэта и цензуры… Художнику удалось отразить момент не просто личной аудиенции, но и противостояния Императора и Поэта, подчеркнуть, довольно непростые, порой двойственные отношения Николая I и Пушкина.
Неоспоримы художественные достоинства серии литографий О. Биантовской «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», которые отличает изысканность, легкость, изящество исполнения и при этом глубина погружения в пушкинскую тему: «Петербург 1836», «Молва» – с «мучительной для поэта атмосферой придворного бала».
В своем неповторимом стиле, с высочайшим мастерством Ю. Люкшин в «Структурном пейзаже города» создает удивительную фантасмагорию, поразительную, динамичную по композиции, стремительности линий, ярких будоражащих тонов – здесь все: и смелое сочетание известных петербургских символов, аллегорий, метафор и современное восприятие города. Люкшин делает акценты на знаковых моментах: Медный всадник, Исаакиевский собор, Петр I, Пушкин…
Луис Ортега (Э. Мосиев) в филигранных гравюрах резцом на меди «Пушкин и Виельгорский», «Наталия Гончарова» передал свое отношение к Пушкину, его красавице жене, а с Михаилом Юрьевичем Виельгорским поэта связывали самые дружеские отношения, в его доме собирался весь цвет образованнейшего петербургского общества.
Пронизаны сложной драматургией, знаковыми историческими событиями, символизмом и иносказаниями литографии В. Вильнера «Отрочество», «Лист с юродивым». В контекст этих графических произведений искусно вплетена и пушкинская тема.
Трагическим предчувствием наполнена контрастная, с резкими переходами черно-белая литография Г. Украинского «В ночь. Пушкин на Невском проспекте» с изображением кондитерской Вольфа и Беранже, откуда А. Пушкин и К. Данзас отправились на Черную речку на роковую дуэль… Поэтическому вдохновению, творчеству, духовной связи Пушкина и нынешнего поколения посвящена гравюра А. и В. Трауготов «Вопрос» из серии «Пушкин и мы».
В рисунке «Пушкин и Онегин на Кокушкином мосту» Ф. Волосенков остро подметил духовное, дружеское сближение Пушкина со своим литературным героем. Художник в быстрой непринужденной манере, живо и иронично запечатлел момент, когда «Сам Александр Сергеич Пушкин с мосье Онегиным стоит…». Автор сопровождает свою работу пояснениями: «Так естественно поставить этот памятник, перейдя через Кокушкин мост. Он должен быть из металла с эмалью, плоский, чтобы не мешать прохожим. Размер – в рост человека». В Петербурге пока такого памятника нет, зато давно появился вдохновенный образ Поэта на площади Искусств. Именно на фоне Пушкина «снимается семейство» – одноименная литография, созданная В. Васильковским – талантливейшим архитектором и художником, обладающим прекрасным чувством юмора, иронии. На фоне памятника поэту «снимается семейство» – это метафорическое иносказание, что Пушкин всегда в центре особого внимания горожан, туристов, нас людей XX и XXI столетий.
©Ирина Лермонтова
©ГМГС, 2020