В продолжение публикаций о музейном фонде открытки предлагаем познакомиться с видовой открыткой – темой, актуальной именно летом, когда мы путешествуем или просто много гуляем в местах «с прекрасными видами» (фр. bellevue). Этот термин широко применялся с самого начала распространения открытки как средства почтового отправления. Что может быть естественнее для путешественника, чем послать домой открытку с изображением места, в котором он побывал? Обычно это самые привлекательные, характерные или эффектно снятые фотографами те или иные достопримечательности: вид города или живописной местности с архитектурными памятниками, разнообразные природные объекты.
Надо отметить, что на протяжении более чем ста лет тематика видовой открытки ничуть не изменилась, эти изображения всё так же популярны. Причина вероятно в том, что не все любят делать «фотографии на память», это занимает много времени и отвлекает от созерцания «видов». Кроме того, сам факт физического существования открытки вновь актуален, этот вид почтового отправления не уходит в прошлое. Например, всё шире разворачивается международное движение postcrossing, обмен открытками с участниками из разных стран с помощью специального сайта. Почтовая пересылка видовых открыток места жительства отправителя — самая востребованная тема для посткроссеров всего мира. Наш музей в лице хранителя фонда тоже участвует в посткроссинге, пропагандируя как собственно музейную сувенирную открытку, так и в целом музейные предметы: памятники в городе и Некрополях, скульптуру, изображённые на этих открытках.
Глобальная тема формирования нашей коллекции это открытки с изображением памятников Петербурга-Петрограда-Ленинграда, как правило, в городском пейзаже. К этой основной теме относится самая многочисленная составляющая фонда, видовые фотооткрытки. Конечно, не только «наши» городские виды, но также изображения памятников в других городах и странах, так или иначе перекликающиеся с нашим собранием, тоже находятся в сфере интересов фонда открытки ГМГС.
Первыми по хронологии стали открытки конца XIX в., это всемирно известные достопримечательности столицы: Медный всадник, памятник Николаю I, панорамы Невы с набережными и мостами, Невский проспект. Культурный туризм рубежа веков вкупе с развитием фотоиндустрии, печати, позволял предпринимателям увеличивать объёмы и улучшать качество производимых открыток. В основном, начинают преобладать цветные почтовые карточки на хорошей бумаге, внешне становясь всё более привлекательными для покупателя.
Но открытки издают не только крупные фирмы, этим коммерчески выгодным делом занимаются многие владельцы фотоателье и фотографы по всей стране. В нашем собрании имеется довольно много видовых открыток из различных городов России. Менее распространены «самодеятельные» малотиражные открытки, те, что любой мог самостоятельно распечатать на фотобумаге разрешённого почтой размера.
Несомненно, этот самый популярный тип открытки важен для нас из-за своего содержания, в первую очередь как фотодокумент. Велико значение открытки в сохранении внешнего облика архитектурных объектов и предметов. Например, утраченных или изменившихся на протяжении минувшего бурного века произведений декоративно-прикладного искусства, памятников, монументальной скульптуры. Существующие фотографии зачастую не раскрывают тему всесторонне, а в открытке переданы и облик самого памятника, и его окружение.
Первые советские открытки, открытки периода Великой Отечественной войны очень интересны и заслуживают отдельного рассказа. В видовой фотооткрытке 30-х гг. отражён облик довоенного Ленинграда, показаны изменения тех или иных городских видов, составляющих окружение памятников. Появление новых памятников, возникновение и формирование новой городской среды или преобразование старой – всё это отразила фотооткрытка эпохи. Этому немало способствовало появление в 1931 г. организации «Союзфото», чьё недолгое существование внесло значительный вклад в развитие фотоиндустрии СССР. В крупных городах республик были созданы региональные отделения. В Ленинградском отделении «Союзфото» издана масса замечательных открыток, с издательством сотрудничали лучшие фотографы.
Изучая фотооткрытку, мы можем наблюдать не только за изменениями нашего музейного предмета – памятника, но и за изменениями городской среды. Зачастую они неуловимы, незаметны в повседневной реальности, но фиксируются с помощью фотокамеры и остаются в виде открытки. В основе концепции музейной выставки 2014 г. «На память о памятнике» лежала идея временной шкалы, «ленты времени», в котором существует городской монумент. Открытка наглядно отражала идею изменений бытования собственно монумента и мысль о трансформации пространства, в котором существует памятник. При этом, открытка не просто документ и экспонат, но утилитарный предмет, что расширяет её значение.
Думается, что виды современного города, архитектура и скульптура Петербурга, пока обойдённые вниманием издателей, заслуживают такого же пристального внимания, как памятники прошлого. ГМГС в течение ряда лет издаёт открытки с видами городских монументов, и эти открытки со временем пополнят нашу коллекцию. Данную тему необходимо развивать, изучать, издавать, ведь она востребована не только филокартистами и историками, это уникальный сувенир, редкое почтовое отправление.
Е.В.Шудрова, ст.н.с., хранитель фонда открытки
©ГМГС, 2021