Посвящается А.М.Горькому. Музейная коллекция

«Искусство должно облагораживать жизнь людей.»
М. Горький

28 марта 2023 года исполняется 155 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького — писателя, деятеля культуры, масштабной и незаурядной общественной личности. В России XXI века, когда в культурной жизни происходят постоянные изменения, критически пересматривается творчество тех или иных писателей, кардинально меняется мнение об их таланте, заслугах и месте в мировой литературе, значение творчества и личности Горького в развитии отечественной культуры остается бесспорными. Рассказы и повести Горького входят в школьные программы, на мировых сценах ставятся пьесы «Мать» и «На дне» …

Особенно важна общественная деятельность М.А.Горького, его человеческие качества в сложные для страны времена. С 1916 по 1922 годы Горький, по его собственным словам, не написал ни строчки художественных произведений. Благодаря характеру и принципиальности, Горькому удавалось находить силы и средства, спасать сотни людей от необоснованных арестов, «выбивать» пайки голодающим, «доставать» лекарства, устраивать нуждающихся в больницы. Значительными его шагами по сохранению русской литературы и науки стали работа в «Комиссии по делам искусств» и принятые меры к буквальному сохранению жизней писателей в голодающем Петрограде, организация Дома искусств – ДИСКа; работа в «Комиссии по улучшению быта учёных» а следом и организация Дома учёных. Также, вспомним Горького, как основателя трёх крупных издательств, идейного вдохновителя создания нового театра, будущего БДТ с выдвинутым им лозунгом «Героическому народу – героический театр!» получивший воплощение в репертуаре.

В судьбе Музея городской скульптуры внимание и деятельное участие Максима Горького сыграли заметную роль. В 1932 году постановлением Президиума Ленсовета на территории Тихвинского кладбища должен быть организован «музей надгробных памятников». Несколько лет музей существовал только на бумаге, без финансирования, на одном энтузиазме Николая Викторовича Успенского, активного участника общества «Старый Петербург» и первого директора Музея городской скульптуры. Сдвинуть «с мёртвой точки» дело организации музея помог визит группы ленинградских писателей в Некрополь. Н.В. Успенский настолько поразил литераторов своими знаниями, эрудицией, был настолько искренне озабочен разрушением городских некрополей и памятников, что вдохновлённые этим рассказом писатели осенью 1934 года обратились с письмом к Горькому, попросив своим авторитетным заключением поддержать «музей – самородок». Известно, что А.М. Горький откликнулся на письмо, следствием чего стало, в свою очередь, обращение Горького к А.А. Жданову, влиятельному партийному деятелю и 1-му секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), за помощью в организации музея. С 1935 года наступила активная фаза формирования, а в 1939 году музей создан официально.

С 1939 года начинается формирование городской музейной коллекции, в которую со временем вошли наиболее значимые в художественно-историческом отношении монументально-декоративные произведения искусств – памятники и мемориальные доски, установленные в открытой городской среде. Экспонатом музея является памятник М.А.Горькому, установленный в 1968 г. на площади Горького и мемориальная доска на доме №23 по Кронверкскому проспекту.

История появления памятника Горькому в Ленинграде началась в 1936 году, когда «в день похорон великого советского писателя А.М. Горького» правительством СССР объявлено намерение установить памятники М. Горькому в Москве, Ленинграде и Горьком и было опубликовано Постановление СНК СССР «О сооружении памятника А. М. Горькому в Ленинграде» (№ 1083 от 20.06.1936 г.).

     «…В 1939 г. в Москве в Музее А. М. Горького проходила выставка конкурсных проектов памятников писателю для Москвы, Ленинграда и Горького, на которой было представлено 26 проектов, однако, ни один из них не был принят к сооружению.

 В 1947 г. в Москве проводился конкурс проектов памятников великим людям Страны Советов, в котором приняли участие скульпторы Е. П. Блинова, А. Е. Зеленский и В. В. Исаева с проектами памятника А. М. Горькому для Ленинграда. Судя по генеральным планам, выполненным архитекторами К. С. Рыжковым (работал с Е. П. Блиновой) и В. В. Калининым (соавтор А. Е. Зеленского), местом установки памятника писателю была выбрана площадь Революции.  На графических проектах (находятся в фонде графики Музея) скульптура изображена среди зелени и обращена к Неве, к Петропавловской крепости.

17 декабря 1952 г. было принято решение Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся о сооружении памятника А. М. Горькому в Ленинграде и утверждено место установки – в сквере на углу пр. М. Горького и Кировского, вблизи дома, где жил великий писатель.

Комитет по делам искусств при Совете министров СССР объявил конкурс проектов памятника писателю, к участию в котором были привлечены скульпторы Е. В. Вучетич, В. В. Лишев и М. С. Алещенко.

Рассмотрение конкурсных проектов памятника А. М. Горькому на заседании ЭХС по монументальной скульптуре состоялось 28 сентября 1954 г. в помещении ЛССХ.

На конкурс были представлены три проекта: М. С. Алещенко (арх. М. А. Насекин); В. В. Исаевой (арх. Е. А. Левинсон); В. Г. Стамова (арх. Ф. П. Шелоумов).

И. В. Крестовский, назначенный экспертом, в своем выступлении подчеркнул, что главное в образном решении памятника – показать «нашего великого писателя, всецело связанного с нашей революцией».

Все три проекта представляют писателя в полный рост, одетым в пальто, опирающимся на палку (в трактовке Стамова – обеими руками).  Проект Алещенко Совет не рекомендовал для дальнейшей работы: «в спокойной фигуре А. М. Горького, скованной пальто, скульптор не нашел решения образа писателя-борца».

Стамов, по мнению эксперта, «выразил сильный характер Горького <…>, а главное – в лице достиг огромного сходства». «Фигура при общей найденности пропорций мало эмоциональна и энергична, – записано в постановлении Совета. – Отметить вялость силуэта фигуры в целом и в отдельных частях <…>. Отметить удачное выполнение бюста, обладающего большим портретным сходством, энергией, внутренней силой».

Лучшей была признана работа Исаевой: проект «считать удачным.   Отметить наиболее глубокое решение революционного образа писателя в фигуре; неувязанность силы и динамики фигуры с бюстом <…>, не передающим портретного сходства. Хорошо найденный силуэт энергичной фигуры снижается развевающейся пелериной за плечами».

Совет отметил «большую работу, проделанную авторами; разнообразие решений представленных проектов, их оригинальность», однако, признал, что «ни один из представленных проектов не решен до конца и не может быть рекомендован к осуществлению».

Совет обратился с просьбой в Министерство культуры «продлить срок конкурса на 10 месяцев для работы над двухметровой фигурой (с представлением общего проекта памятника, доработанного в свете замечаний Экспертно-Художественного совета)».

 Затем проекты были отправлены в Москву и 16 февраля 1955 г. рассматривались на заседании ХЭС по монументальной скульптуре Министерства культуры СССР, также принявшего решение о продлении конкурса.

 На заседании ХЭС выступили такие признанные монументалисты, как Н. В. Томский и В. Е. Цигаль, которые весьма доброжелательно и в то же время критически отнеслись к художественным поискам ленинградских авторов. «Мне нравится проект Исаевой, – говорил Н. В. Томский. – Здесь хорошо выражена большая устремленность писателя, но <…> много драпировки, которая отнимает внимание. <…> Мешает и дубинка. Разве нельзя Горького делать без этого? Зачем ему эта опора?  Но во всяком случае здесь много большого внутреннего состояния.

Проект Стамова: это Горький более молодой. Но опять дубинка! <…> Она нарочито входит в пространство и мешает».

 Проекты второго тура конкурса рассматривались в Москве на заседании ХЭС по монументальной скульптуре 25 апреля 1956 г.

В. Г. Стамов действенно воспринял критику мэтров. Он выполнил два новых варианта, представив писателя в полный рост, стоящим очень прямо, опустив правую руку в карман строгого облегающего пальто. Различие проектов – в жесте левой руки: в одном из них рука заложена за борт пальто, в другом – лежит на поднятых лацканах воротника. Оба варианта были признаны явно неудачными.

«Проект Стамова вылеплен живо, но он несколько скучен в силуэте и представляет не памятник, а фигуру Горького, – отмечал Г. И. Мотовилов. – Он не может говорить о значительности того, кого он изображает».

В. В. Исаева тоже значительно переработала проект, отказалась от своего оригинального решения, романтического образа и пришла к композиции, почти в точности повторяющей памятник И. Д. Шадра в Москве. Так же выставлена вперед правая нога, в правой опущенной руке писатель держит шляпу, опираясь на палку. Однако москвичи, обычно ревниво   относившиеся к созданию ленинградских памятников при увековечении одних и тех же героев, проявили благосклонность к такому решению. «Относительно ассоциации с московским памятником Горькому. По силуэту, по постановке много общего, и это в какой-то мере обедняет. Если бы было больше различия, то было бы интересней. Но что-то Вас привело к этому – пусть так будет», – прозвучало в выступлении представителя Министерства культуры А. С. Аллахвердянца.

ХЭС признал относительно лучшим проект В. В. Исаевой и рекомендовал его к дальнейшей работе.

Работа скульптора – модель фигуры и портрет А. М. Горького – получили высокую оценку членов Совета: «В смысле значительности образа у Исаевой сделано много и не каким-нибудь отдельным выражением. Он покоряет своим расположением в пространстве, своим взглядом вдаль и значительностью общей композиции» (Г. И. Мотовилов).

«Автору очень удался портрет. Если автор еще сумеет связать портрет с фигурой, – это будет большая удача» (П. М. Яцыно).

 «<…> Голова великолепная, прекрасная. Здесь мыслитель дан»  (А. И. Зотов).

Проект В. В. Исаевой был утвержден, однако, в заключительном слове председателя Совета П. М. Сысоева было высказано пожелание «в дальнейшей работе по возможности отрываться от московского памятника. И идти по линии большей самостоятельности».

В. В. Исаева работала в содружестве с архитектором Е. А. Левинсоном, выполнившим проект пьедестала памятника с рельефами на четырех сторонах, «отображающих движение народов за мир, одним из самых деятельных участников которого был М. Горький».

После проведения конкурса В. В. Исаева начала работать над новыми вариантами фигуры А. М. Горького. В частности, скульптору было предложено отказаться от трости и шляпы в руках писателя, чтобы эти атрибуты не напоминали памятника Шадра – Мухиной. 8 августа 1958 г. состоялся просмотр и приемка двухметровой фигуры писателя – рабочей модели памятника. Далее авторы уточнили соотношение скульптуры (4,5 м) и пьедестала (5,5 м). Была выполнена и установлена на месте сооружения памятника просмотровая модель, принятая комиссией 11 февраля 1960 г.

В связи с тяжелой болезнью В. В. Исаева поручила выполнение фигуры писателя в размере сооружения своему товарищу скульптору М. Р. Габе. Уже после смерти Исаевой архитектор Е. А. Левинсоном изменил архитектурное решение пьедестала, отказавшись от рельефов.

«Несмотря на почти дословное воспроизведение в увеличенном размере авторского решения фигуры, памятник А. М. Горькому не вполне отвечает замыслу Исаевой. Этому способствует и значительное изменение архитектурной части монумента» (К. Ардентова. В. В. Исаева. Л., 1977. С. 102).

Открытие памятника А. М. Горькому состоялось в день столетия со дня рождения писателя 28 марта 1968 г.  

Мемориальной доской писателю отмечен адрес: Кронверкский пр., 23. В этом шестиэтажном здании на 4-ом этаже Горький жил, когда приезжал в Ленинград с 1914 и по 1921 года. В квартире 5/16 (наст. время 10) бывали выдающиеся деятели того времени: Ленин, Куприн, Маяковский, Дзержинский, Шаляпин и многие другие представители интеллигенции, находящиеся в самом центре бурно развивающихся событий. Сюда приходили многочисленные посетители за помощью. По воспоминаниям Владислава Ходасевича /В. Ф. Ходасе́вич  (1886-1939) — русский поэт, переводчик. Выступал также как критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист/ у Горького «просили заступничества за арестованных, через него добывали пайки, квартиры, одежду, лекарства, жиры, железнодорожные билеты, командировки, табак, писчую бумагу, чернила, вставные зубы для стариков и молоко для новорожденных…». В этой многокомнатной квартире проживало более 30 родственников и знакомых Горького и после его смерти.

Инициатива установки мемориальной доски в память о проживании Горького в этом доме принадлежала родственнику М.Ф. Андреевой (гражданской жены Горького) — Е.Г. Кякшту. В 1941 году он обратился с письмом на имя председателя Ленгорисполкома Попкова, предлагая открыть в доме по проспекту Горького, 23 (в наст. время Кронверкский пр.) — музей-квартиру Максима Горького, а на фасаде здания поместить мемориальную доску.

Необходимость «устройства Музея-читальни и установки мемориальной доски, где жил А.М.Горький/ Проспект Максима Горького д. №23» была поддержана Исполнительным комитетом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в феврале 1941 года за подписями начальника Управления по делам искусств Б.И. Загурского и директора Музея городской скульптуры В.К. Виноградова. «Мы считаем, что организация Музея-читальни может быть поручена Академии Наук, а установка мемориальной доски Музею городской скульптуры». Из-за начавшейся войны, Постановление Совета Министров СССР об установке доски выходит только 9 апреля 1946 г.

Уже в начале июня этого года Музей городской скульптуры согласовывает проект мраморной мемориальной доски, выполненный в блокадные годы главным архитектором МГС Н.И.Смирновым и заключает трудовое соглашение со скульптором Л.А.Гаспаряном на её изготовление. Акт от 17 июня 1946 года фиксирует, что «работа по изготовлению мемориальной мраморной доски выполнена…» и доска установлена. Мраморные, текстовые мраморные доски, по проектам 1941-1944 годов иногда называли «временными», так как впоследствии предполагалось заменить их на более «солидные» из гранита, с портретами.

В 1961 г. вместо «временной» мраморная доски была установлена гранитная, выполненная по проекту архитектора М.Ф.Егорова с сохраненным текстом: «В этом доме жил / с 1914 г. по 1921 г. / Алексей Максимович / Горький. Возобновлена в 1960 г.»

Музей в квартире писателя так и не появился, но мемориальная доска на «Доме Горького» до сих пор сохраняет память об этом выдающемся человеке.

Мемориальная доска и памятник Максиму Горькому включены в состав Музейного фонда Российской Федерации и являются экспонатами Государственного музея городской скульптуры.

 Е.А. Шишкина

В публикации использованы материалы статей:

Рытикова В.В. Памятник М. Горькому (А.М.Горькому). 1947-1960. Фонд скульптуры. Скульптура XIX –XXI веков. Каталог. ГМГС. СПб. 2014 г.

Шишкина Е.А. Память места. Сохранение в годы Великой Отечественной войны мемориальных досок Ленинграда. Статья из каталога «Ленинградские монументы помнят». ГМГС. СПб. 2020 г.

Шудрова Е.В. К 150-летию со дня рождения М.А.Горького. Сайт ГМГС. 2018 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: