После очень насыщенных интерактивных выставок «Перевод с Чуковского» и «Лев, сова и мыльный камень» нам захотелось создать вдумчивую выставку современной скульптуры, которая будет обращаться в первую очередь ко взрослым и затрагивать «серьезные» вопросы. Тем не менее, мы понимали, что посетители с детьми составляют довольно большой процент нашей постоянной аудитории, поэтому стремились найти отклик и у них. Кроме того, хотелось поэкспериментировать с приемами культуры участия и создать интерактивные экспонаты, которые были бы интересны посетителям вне зависимости от их возраста. Так появилась выставка «Про себя и вслух», которая прошла в филиале Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина» с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г.
Про экспонаты
На выставке «Про себя и вслух» были собраны произведения современных петербургских скульпторов, объединенные темой «человек». В результате получилось своеобразное общество, где нашли свое место самые разные персонажи: прячущиеся от мира, беззаботно раскачивающиеся на качелях, сдвигающие стены. Эти экспонаты передавали состояния и настроения, знакомые каждому, и посетители могли среди скульптур найти отражение себя. Подбор экспонатов и взвешенные комментарии к ним подчеркивали ценность и хрупкость каждой личности.
На выставке был представлен широкий срез современной скульптуры: работы вчерашних студентов соседствовали с произведениями скульпторов, которых можно причислить к классикам (например, Левона Лазарева, Роберта Лотоша, Ирины Ярошевич) – всего было собрано около 40 произведений, выполненных в разных техниках и из разных материалов. Многие скульптуры выставлялись впервые, семь объектов были изготовлены специально для выставки. Выставка также позволила показать несколько экспонатов из фонда Музея городской скульптуры, в том числе модель памятника А. Д. Сахарову работы Левона Лазарева, с которой в течение года проводились сложные реставрационные работы.
Про пространство
Пространство выставки было условно разделено на две тематические зоны: зона общественного, открытого, городского пространства, и зона личного, интимного, внутреннего мира. Посетитель сперва попадал в «открытую зону», где «сталкивался» с толпой незнакомцев, общественными деятелями, случайными прохожими. Здесь располагались как портреты известных личностей (Сахаров, Шостакович), так и самых обычных людей. Центральными темами здесь стали отношения с социумом, суждение о личности по внешнему виду.
В глубине выставки располагался выстроенный из стендов «лабиринт» мыслей и чувств. Здесь на первый план выходили темы внутренних переживаний, взаимоотношений с самим собой – это место для уединения и сосредоточенности. В «лабиринте» зрители оказывались с работами лицом к лицу, почти наедине, могли прислушаться к ним и к себе.
При разработке дизайн-проекта нам был важен деликатный подход к скульптуре, который подчеркнул бы основной посыл выставки: уважение к личности и к личному пространству. Выставочное оборудование и система подсветки были изготовлены специально для каждого экспоната, в результате дизайнерские решения дополняли, но не перебивали произведения, помогали им раскрыться и занять свое место в экспозиции.
Больше, чем скульптура
На этой выставке, по сравнению с предыдущими, было не так много экспонатов, которые можно было трогать или как-то с ними взаимодействовать. В качестве примера можно привести скульптуру «Стул» Олега Жогина – деревянное кресло в виде двух влюбленных, на колени к которым можно было присесть и сделать фото. Еще один «трогательный» экспонат – «Поэт» Виталия Датченко: в полости деревянной скульптуры были натянуты струны, так что посетители могли поиграть на «струнах души» и проверить, как звучит произведение искусства.
Именно на выставке «Про себя и вслух» мы попробовали дополнить традиционную скульптуру аудио и видео-контентом. Так, толпа картонных людей в инсталляции «Понедельник. Утро» Виталия Датченко зазвучала благодаря театральному режиссеру Виталию Дьяченко. Каждая фигура обрела свой голос: у кого-то внутри шумел дождь, у кого-то играла скрипка, у кого-то плакал ребенок. Этот эффект позволил переключать внимание посетителей: дискомфорт от того, что они оказывались в плотном кольце двухметровых нависающих скульптур, сменялся удивлением и любопытством. Это подчеркивало и главный посыл скульптора: незнакомцы перестают нас пугать, стоит нам узнать их чуть поближе.
Взаимодействие с некоторыми экспонатами было более глубоким и проникновенным. Рядом со скульптурой «Метро» Никиты Ротанова мы установили диктофон и предложили посетителям рассказать, чем они обычно занимаются, пока едут в метро. Здесь же располагались наушники, где можно было послушать чужие истории: сначала это были записи, сделанные актерами, но постепенно они сменялись рассказами посетителей. Сейчас эти записи доступны в группе «Мастерской Аникушина» в ВК. Скульпторы Жанна Нугербекова и Петр Субботин предложили посетителям дополнять их произведение «Контакт». Для этого нужно было принести в музей памятную вещь, записать на этикетке связанное с ней воспоминание и расположить предмет в общей композиции.
Больше, чем отзывы
Особое внимание мы уделили обратной связи. На выставке косвенно затрагивались такие волнующие вопросы, как одиночество жителя большого города, взаимоотношения с миром и с самим собой, проявления человеческой натуры. Мы позиционировали выставку как собрание «высказываний» скульпторов о человеке, и нам показалось правильным, чтобы у каждого зрителя тоже была возможность высказаться и быть услышанным. При этом мы стремились дать посетителю самому выбрать, в какой мере он хочет участвовать в коммуникации и включаться в процесс обмена мнениями, поэтому обратная связь получилась многоуровневой.
«Первым уровнем» стали вопросы, которые встречались в пространстве зале: «Что бы вы сказали себе маленькому?», «Какое животное живет внутри вас?», «Что дает вам силы?». Вопросы отталкивались от сюжета той или иной скульптуры, но при этом обращались к опыту и эмоциям зрителя. Человек мог сам решить, как на них реагировать: не обратить внимание и счесть просто элементом графического дизайна или же ответить на них «про себя», устно, обсудить со спутниками или выложить в соцсети.
Следующим элементом обратной связи стал стенд под названием «Вслух», на котором были перечислены все экспонаты выставки. Здесь посетители могли взять подготовленные нами бирки — оффлайн-аналоги «лайков» — и оценить тот или иной экспонат. Среди бирок были как позитивные («Так круто, что просто вау!», «Это же про меня!», «Мне нравится»), так и нейтрально-негативные («Вообще не моя история», «Что-то непонятное»). Таким образом посетители могли быстро и без особых усилий подытожить свои впечатления от экспонатов и высказать свое мнение.
Для тех, кто был готов писать развернутые комментарии (а оказалось, что таких людей немало!), были заготовлены бирки со свободным полем: мы приглашали поделиться своими ассоциациями, воспоминаниями, размышлениями. Здесь же можно было прочесть рассуждения скульпторов и заметки других посетителей.
Про взрослых и детей
Мы очень переживали, что наша постоянная семейная аудитория на этой выставке заскучает (как выяснилось позже, переживания были напрасными: дети с увлечением наравне со взрослыми писали комментарии к экспонатам, делились историями про метро и оставляли свои памятные вещи). Поэтому к открытию выставки мы подготовили шпаргалку-путеводитель для детей, а чуть позже сделали игровые столы с разными заданиями.
Первая часть шпаргалки-путеводителя состояла из схемы зала, где были отмечены экспонаты, с которыми можно взаимодействовать. Здесь же располагалась пара простых заданий, связанных со скульптурой: детям предлагалось ответить на вопрос «В какое животное хотел бы превращаться ты?» и нарисовать, что происходит у них в голове. Во второй части шпаргалки находился перечень предметов, которые нужно было найти в зале. Перечень начинался с довольно простых заданий («Найди что-то очень маленькое», «Найди что-то из шершавого дерева») и постепенно усложнялся («Найди кого-то, с кем хочешь подружиться», «Найди скульптуру, которая тебя радует»). Эти задания давали взрослым и детям тему для обсуждения (что и почему я считаю красивым, что меня удивляет, что является моим отражением), помогали разглядеть скульптуру и составить свое мнение о ней.
Игровые столики также были тесно связаны с произведениями на выставке. Они позволяли на практике узнать, какие приемы используют скульпторы. В каждой зоне речь шла о каком-либо аспекте искусства скульптуры (силуэт, рельеф, геометрия, материал или поза): вначале была дана небольшая теоретическая связь, затем — практическое задание (сложить лица из геометрических фигур, создать при помощи собственных ладоней экспресс-рельефы, потрогать различные материалы, поставить каркас в разные позы или нарисовать силуэт скульптуры) и, наконец, нужно было найти на выставке связанные по теме экспонаты.
Про то, что получилось
На выставке «Про себя и вслух» мы впервые пробовали общаться с посетителями на столь личном уровне на животрепещущие темы, и результат превзошел наши ожидания.
Мы не предполагали, что интерактивные экспонаты вызовут настолько живой отклик у наших посетителей: и дети, и взрослые с готовностью записывали аудио для экспоната «Метро» и доставали из сумок разные мелочи для экспоната «Контакт». Среди рассказанных историй были смешные, трогательные и грустные, и все они были очень искренними. Для нас это стало очень приятным доказательством того, что посетители воспринимают музей как дружественную институцию, которой можно доверить нечто сокровенное, где можно побыть самим собой и поделиться тем, что важно.
Этикетаж, в котором авторы от первого лица говорили о том, что их волнует, и продуманная система обратной связи позволили убрать границы между зрителями и скульпторами, создать в музее пространство диалога, открытое для сотворчества, сопереживания и обмена мнениями. Оказалось, что посетители очень хотят принимать активное участие в такого рода обмене, давать развернутую обратную связь, обсуждать сложные вопросы. Посещение выставки становится не только эстетическим переживанием, но и терапевтическим опытом, помогающим снять психологическое напряжение, восстановить ресурс, принять окружающих и себя.
Фото: Марина Белова, Галина Чернявская, Вероника Жукова, Юлия Шаки
Текст: Юлия Мачевская, зав. филиалом
Статья подготовлена для журнала «Музейный опыт».