Он мечтал о переустройстве мира …

К 75- летию открытия памятника Николаю Гавриловичу Чернышевскому (1828-1889 г.г.), публицисту, критику, революционному демократу, писателю, будораживающему умы  романом «Что делать?».

В день открытия памятника 2 февраля 1947 года на Московском проспекте, на площади напротив Парка Победы, состоялся торжественный митинг.

Музей городской скульптуры, один из организаторов и участников многолетнего процесса сооружения памятника, сохранил письмо от семьи Чернышевского, присланное на имя Председателя Исполкома Ленгорсовета П.Г.Лазутина. Живущие в Саратове внучки писателя – одна хранитель фондов, другая – директор дома-музея, откликнулись на это событие: «С родины Чернышевского шлём приветствия в связи с событием большого культурно-революционного значения – открытия памятника революционеру-демократу Н.Г. Чернышевскому. Этот памятник – напоминание о мужестве и стойкости борцов за освобождение великого русского народа от самодержавно-крепостнического ига. Памятник будет вдохновлять граждан героического города на трудовые подвиги послевоенного времени, на радостное и творческое участие в грандиозном и величественном строительстве 4-ой гениальной Сталинской пятилетки …».

Памятник Чернышевскому стал первым скульптурным монументом, открытым в Ленинграде после окончания Великой Отечественной войны. Монумент сразу определил смысловой и композиционный центр новой площади, получивший в 1948 г. название – площадь Чернышевского.

 На проект памятника Чернышевскому в Ленинграде еще в 1938 году объявлен Всесоюзный конкурс. Итоги конкурса подведены в 1940 г. в Москве. Первой премии удостоен проект ленинградцев — скульптора Всеволода Всеволодовича Лишева (1877-1960) и архитектора Всеволода Ивановича Яковлева (1884-1950). За эту работу скульптору В.В.Лишеву впоследствии была присуждена Сталинская премия в размере 50 тыс. руб.

Что привлекло в представленном проекте – прежде всего фигура молодого человека, сидящего на скамье с полураскрытой книгой, в опушенной руке, но поза покоя нарушена, голова приподнята, взгляд устремлен вдаль, ощущение, что вот он встанет и выпрямится во весь рост! Чернышевский молодой, работает над романом «Что делать?».

Авторы в пояснительной записке к проекту писали, что они задались целью представить Чернышевского молодым, «охваченным мыслями о переустройстве общества».

Первоначально памятник предполагали установить на Чернышевой площади (в настоящее время — площадь Ломоносова). На 1 мая 1941 года уже планировалось открытие, но вскоре место было изменено. Решено начать сооружение на Московском шоссе, напротив начатого строительства парка (7 июня 1946 года будет открыт Московский парк Победы).

Авторы уделили особое внимание постановке памятника, фоном для него должен стать планируемый к постройке кинотеатр, отнесённый на 49,8 метра от монумента с целью «сделать памятник вполне звучным». Этому способствовали: подиум, ступени, сквер партерный без деревьев, но с высадкой цветов. («Бегоний огненное море»). Архитектор В.И. Яковлев выполнил не только общее архитектурное решение памятника, но и всю планировку прилегающей площади со светильниками – торшерами и цветниками, газонами-буленгринами. Для придания площадки у памятника парадного вида предлагалась обработка её по всему периметру фризом геометрического рисунка из красного и серого гранита.

С февраля 1941 года началось рытьё котлованов под фундамент памятника, довозились гранитные детали для постамента  и подиума. Одновременно велась работа по созданию модели статуи в размер сооружения и подготовки её к отлитию в бронзе. Работы выполнялись на заводе «Монументскульптура».

С началом Великой Отечественной войны участок постройки оказался в зоне передовой линии обороны. Доставленные гранитные плиты использовали для баррикад и дотов.

Части отлитой скульптуры были укрыты в земле на расстоянии 20 метров от северной стены литейного цеха (Спасская церковь Волковского кладбища), и до мая 1945 года скульптура находилась в укрытии

Весной 1945 года возобновились работы по сооружению памятника. Сохранились довоенный фундамент, сама скульптура, но не было гранита и гранитчиков. Решено использовать Валаамскмй гранит (оз. Ладожское, о. «Св. Германа»), а также бесхозные блоки от фундамента, разобранного памятника Александру III и др. Скульптура к месту установки доставлена на грузовой автомашине «Мерседес». Из-за сжатых сроков решено отказаться от полировки гранита постамента, использовать ковку.

4 бронзовых фонаря и 4 гранитные скамьи были изготовлены позже на заводе «Монументскульптура» и установлены в сентябре 1947 года.

Государственный музей городской скульптуры курировал строительство, взяв на себя и организацию открытия, билеты, список приглашенных. Следует отметить, что покрывало (чехол) с фигуры писателя под звуки гимна СССР снимали архитектор В.И. Яковлев, директор завода «Монументскульптура» Берилов и главный архитектор ГМГС Н.И. Смирнов.

Отметим ансамбль памятника, гармонию его с окружающим пространством, специально, архитектурно выверенным. Лишённый вычурности, он привлекает ясностью композиционного решения, скромностью облика Чернышевского, но при этом этот портретный, реалистичный образ не лишен значительности, монументальности. Он достоверен и словно олицетворяет особый этап развития русского общества, когда идеи просветительства, поиск новых путей развития личности стали актуальными для передовой его части и, разумеется, вступили в противоречие с косностью существующей власти. Разобраться в сложностях общественно-политической современности помогала литература, публицистика. Именно таким литератором и критиком был Чернышевский, оказавший сильное влияние на последующие поколения борцов, кстати, среди них был и В.И. Ленин, вспоминавший, что роман «Что делать?» «перевернул его».

Памятник Чернышевскому – произведение, демонстрирующее высокий профессионализм исполнителей, авторов.

В 2016 году Музей городской скульптуры совместно с ЗАО РПНЦ «Специалист» провёл впервые за многие десятилетия обширную реставрацию памятника. Необходимость реставрации  вызвана не только трудными условиями существования памятника в нашем климате, но и влиянием «человеческого фактора» —  разрушениями, вызванными актами вандализма.

В ходе реставрации были демонтированы: скульптура, фонари, скамьи, их отреставрировали в мастерской. Скульптура расчищена от потёков, саже-пылевых загрязнений, уплотнён слой патины, по утверждённой модели восстановлены утраченные с лица писателя очки. Воссозданы также декоративные детали фонарей — светильников и гранитные скамьи.

Реставрация постамента и отмостки осуществлена по месту. В процессе работ происходила замена некоторых блоков камня, в связи с их разрушением и невозможностью дальнейшего использования. Произведён монтаж статуи на постамент, установлены 4 фонаря-торшера и 4 гранитные скамьи. Отмечено высокое качество проведённых работ.

Безусловно, хотелось, чтобы приложенные усилия и средства способствовали сохранению этого незаурядного, единственного в своем роде памятника революционеру – демократу Чернышевскому, к сожалению сильно страдающего от несознательности горожан, любителей скейтбордов и т.п.

Н.Н.Ефремова, хранитель фонда «Памятники города», старший научный сотрудник.

©ГМГС, 2022

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: