«Не было сил молчать об этом…». А.Харшак 

В январе 2023 года исполнилось 115 лет со дня рождения известного талантливого художника, графика, прекрасного рисовальщика и иллюстратора, мастера офорта Александра Исааковича Харшака (1908–1989).

Александр Исаакович родился 8/21 января 1908 года в старинном русском городе Новгород-Северском Черниговской губернии. В 1922 году после смерти отца будущий художник переезжает в Петроград. По окончании средней школы в 1925 году поступает на графическое отделение Художественно-Промышленного техникума (б. школы Общества поощрения художеств). Там его учителем стал художник В.П.Левитский – «человек разносторонних знаний и высокой культуры. Будучи представителем объединения «Мир искусства», он щедро передавал ученикам свои знания и опыт, развивая их художественный вкус».

В 1937– 1941 он обучался на графическом факультете Института им. И.Е. Репина под руководством В.М.Конашевича. В июне 1941 Александр Харшак, еще будучи студентом, ушел добровольцем на фронт. Воевал на Ленинградском фронте, участвовал в боях за Пулковские высоты, освобождал Псков… В годы войны сотрудничал с различными армейскими газетами, как, например, «Удар по врагу» В 1945 г. был принят в Союз художников. После демобилизации в 1946 году, вернулся в родные стены Академии художеств, но продолжить начатую до войны дипломную работу не смог. «Картины войны глубоко запали в память, ранили душу, не было сил молчать об этом…» – вспоминал Александр Исаакович. Его новая графическая серия была посвящена войне. Этот цикл из шести офортов назывался «В борьбе за Ленинград» (1946–1947). В графическом собрании Музея находятся четыре офорта из этой знаменитой серии. Страницы героической ленинградской эпопеи предстают перед нами в работах «Народное ополчение», «Город-крепость». «Ощетинившаяся надолбами и врытыми в землю рельсами линия обороны. Замерзшая, занесенная снегом Нева. Ветер усиливает эмоциональное напряжение пейзажа. Военный город суров, неприступен».

Глубокими чувствами человеческих переживаний и страданий наполнены листы: «Раненый ребенок», «Ленинградки». Эти полные горечи и драматизма произведения глубоко затрагивают сердца людей, потрясают обнаженной неприкрашенностью образа войны, образа блокадного города. В своем произведении Харшак запечатлел крайне изможденных, истощенных голодом, перенесших столько лишений и потерь, из последних сил тянущих саночки с окоченевшими трупами, но не сломленных Ленинградок. Образ раненого ребенка превратился в символ бесчеловечности войны. Сколько страданий, боли, недетской грусти в глазах у малыша, его пронзительном взгляде… Здесь, сделаем небольшое отступление. Вот, что свидетельствует об этом мальчике сын художника Андрей Харшак: «В 1968-м во время подготовки к персональной выставке отца в газете «Удар по врагу» в рубрике «Мсти, боец!», я обратил внимание на подпись к рисунку – «Больница Раухфуса. Четырехлетний Гена Минулинас, раненый во время артиллерийского обстрела. Тогда же была убита его мать».

Из поздних произведений мастера в коллекции Музея хранятся подготовительные рисунки, графические композиции, посвященные монументам Ленинграда – серия «Память и Памятники» (1987–1989, масляная пастель): «Памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала», «Памятник В.И.Ленину у Смольного», «Киров с нами», «На Марсовом поле», «На Сенатской площади», «Знаменская площадь», «Памяти защитников Ленинграда».

Верный глаз художника выхватывает динамичную фигуру, страстный образ вождя революции, запечатленный в монументах на площади Ленина и перед Смольным. Столь же экспрессивна фигура и образ пламенного трибуна, партийного лидера Ленинграда С.М.Кирова. В них Харшаку удалось запечатлеть лучшее, что хотели передать авторы в своих памятниках – лаконизм, сдержанность обобщенность формы, выразительность силуэта, пафос образа героя.

В монументе Героическим защитникам Ленинграда все внимание художника сосредоточено, сконцентрировано на одной из центральных, самой важной скульптурной группе – «Блокада», которая не оставляет равнодушным ни одного человека. 

К этому же времени относятся два листа из серии цветных автолитографий «Ленинградская сюита» 1987 года, изображающие праздничную демонстрацию на Кировском мосту «Первое мая» и «Аничков мост» с конной группой П.К.Клодта. Совсем иным настроением наполнены эти радостные, динамичные работы, запечатлевшие праздничную первомайскую атмосферу, или повседневную оживленную жизнь Невского проспекта, Аничкова моста.

Можно с полной уверенностью утверждать, что А.И.Харшак – мастер, обладающий могучим талантом со своей яркой индивидуальностью, всегда творивший с полной отдачей сил, целеустремленно и плодотворно. А многие его произведения стали классикой графического искусства XX века.

Ирина Лермонтова 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: