В январе 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения известного живописца, графика, рисовальщика, мастера литографии П.И.Львова. Петр Иванович Львов художник необычайно разносторонний: прекрасный мастер жанровых композиций, великолепный пейзажист, портретист. Но наибольшую известность художник заслужил, как создатель городских пейзажей Ленинграда, Москвы и других городов.
Петр Иванович родился 16/29 января 1882 года в Тобольске в семье учителя истории и географии и пианистки. По окончании 4-х классов гимназии в 1898 году, получив неполное среднее образование, он отправляется в Москву для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К поступлению в Училище его готовил художник Н.П.Ульянов. После успешной сдачи экзаменов Петр Львов был зачислен на общеобразовательное отделение Училища. Там его учителями были С.А.Коровин (брат К.А.Коровина), В.Н.Бакшеев, С.В.Иванов. В 1904 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, где занимался у Д.Н Кардовского, Я.Ф.Ционглинского, Ф.А.Рубо и позже у Н.С.Самокиша. В Академии художеств зародилась дружба молодого художника с П.В.Митуричем, Л.А.Бруни, Н.А.Тырсой, Н.И.Альтманом, Н.Н.Пуниным, так последний отмечал «Чарующую прелесть рисунков Львова, его подлинный живой талант», а Бруни и Митурич ценили его творчество «за честность и реализм». П.И. Львов – участник выставок с 1909 года. В разные годы являлся членом объединений «Новое общество художников», «Союз молодежи», «Мир искусства», «Четыре искусства», «Группа художников» и других.
В 1915-1923 годах Львов жил и работал в Хабаровске. С 1924 по 1929 годы преподавал в московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, но не был переизбран на должность преподавателя изобразительных искусств. В августе того же 1929 года приезжает в Ленинград, какое-то время живет у своих друзей – Н.Н.Пунина и А.А.Ахматовой. Николай Николаевич в своем письме А.Е.Аренс от 2 августа 1929 г. сообщает: «У нас живет Львов и потихоньку устраивается в Институт гражданских инженеров через Тырсу. Ухаживает за А.А. (Ахматовой) и страшно радуется, что без Гути (жена П.И.Львова)». Об этом времени архитектор Н.А. Пекарева оставила воспоминания: «Нашей группе в ЛИКСе (Ленинградский институт капитального строительства) бесспорно повезло в том, что свои занятия по искусству она начала именно с таким блестящим рисовальщиком, подлинным реалистом и опытным педагогом, каким был Львов». В 1930-е годы П.И.Львов был доцентом кафедры живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры. Освоение тонкостей техники литографии проходило в Графической мастерской Кабинета графики НИИ ВАХ.
Большой любовью Львова всегда оставался городской пейзаж. В середине 1930-х годов художником было создано огромное количество пейзажей Ленинграда и Москвы, посвященных главным улицам, садам, паркам, памятникам, а также новостройкам этих городов. В нашей музейной коллекции находятся около десятка работ этого периода, приобретенных музеем у А.Г.Даниловского в 2000 году (одна работа была подарена музею).
В 1934 году П.И.Львов в любимой технике литографии исполнил серию «Ленинградские пейзажи», а в 1935 папка с 10 литографиями с видами Ленинграда и автопортретом была издана Кабинетом графики НИИ ВАХ. Из этого цикла в нашем Музее хранятся два подготовительных рисунка тушью пером и три литографии. «Невский в праздничный день», «Аничков мост. Ленинград», «В Летнем саду». Оживленный праздничный Невский проспект предстает на динамичных и выразительных работах художника, будь-то Аничков мост со скульптурами Укротителей коней П.К.Клодта или праздничная демонстрация у Городской Думы. На литографии, изображающей Невский проспект в дни октябрьских праздников, при желании, можно рассмотреть у здания Думы скульптуру «Часового» Л.Шервуда. Как известно, еще в 1932 г. скульптор выполнил несколько гипсовых отливок этой очень популярной работы; одна из отливок некоторое время простояла у Зимнего дворца, другая, как видим, у П. Львова временно располагалась у Думы. Возможно, это было просто агитационной скульптурой «из фанеры, покрытой гипсом». В автобиографии П.И.Львова, опубликованной в 1937 г. художник описал свой творческий метод: «Я всегда писал и пишу только с натуры, избегая той лжи и мертвенности, которые так легко изобличаются в работах, где бывает добавлено нечто от себя… В своих работах (рисунках, набросках, литографиях) я предпочитаю давать движение, трепет бьющей ключом жизни, так как считаю, что в законченности своей они бы так не звучали и ни в какой мере не отвечали бы поставленным художественным задачам. Таковы мои городские мотивы…»
Две его поэтичные литографии посвящены Летнему саду «Похищение сабинянок» и «В Летнем саду». В них мастеру, безусловно, удалось передать неповторимую атмосферу петровского сада со старинной парковой скульптурой.
В 1938 году была издана папка литографий «Пейзажи Москвы» – в собрании ГМГС хранятся три из них: «Памятник Тимирязеву», «Памятник Пушкину», «Памятник Первопечатнику Федорову». Большинству московских пейзажей «характерен диагональный ракурс, как бы приглашающий зрителя вглубь пространства…». В них чаще всего «отсутствует разделение на изобразительную часть и фон, каждый фрагмент поверхности участвует в создании насыщенной среды». На одной из литографий изображен монумент ученому-естествоиспытателю К.А.Тимирязеву, созданный выдающимся скульптором С.Д. Меркуловым и установленный в 1923 году на пересечении улиц Большой Никитской с Никитским и Тверским бульварами, у площади Никитские Ворота. П.И.Львову удалось запечатлеть лучшее, что хотел передать ваятель в своем памятнике – лаконизм, сдержанность и выразительность силуэта, и глубокую внутреннею сосредоточенность ученого.
Точный, верный, «широкомасштабный» глаз художника выхватывает памятник Первопечатнику Ивану Федорову – творение скульптора Сергея Волнухина, располагавшийся недалеко от Никольской площади у Третьяковского проезда, на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. При расширении Театрального проезда и сносе стены монумент был перемещен вглубь улицы, там его и изобразил талантливый мастер.
Еще одна многоплановая, панорамная литография этой серии показывает выдающийся монумент – памятник А.С.Пушкину на Тверском бульваре, работы прославленного ваятеля А.М.Опекушина. На первом плане – возвышается знакомый выразительный силуэт фигуры великого русского поэта. Все внимание художника сосредоточено, сконцентрировано на монументальной выразительности образа. Большинство работ этого блистательного рисовальщика поражает обобщенностью формы, их подлинно реалистическим решением, при этом не лишенным поэзии.
Война застала П.Львова в Ленинграде, где его ждали голод, холод, бомбежки… К этому времени относится одна из его самых лаконичных, строгих и выразительнейших литографий «Памятник Петру I». Эта работа как нельзя лучше характеризует Львова мастером «высокой чистоты и искренности».
В ноябре 1941 года художник был эвакуирован в г. Молотов (ныне Пермь), где был принят литографом в Мастерскую агитплакатов. В начале 1944 г. Петр Иванович заболел воспалением легких, умер 15 марта того же года. Похоронен на Егошихинском кладбище в Перми. Могила художника не сохранилась.
Известный искусствовед П.Е.Корнилов оставил очень точный и образный портрет художника: «Кряжистый, большого роста, с черепом Сократа – таковым мы его знаем. Нам казалось, что он переборет все препятствия на своем пути. Оказалось не так. Эвакуация, лишения военных лет подточили его здоровье. Он не выдержал последней болезни – воспаления легких и ушел из жизни. В бреду он говорил об искусстве. В минуты передышек во время болезни он просил бумагу и карандаш… Так любить искусство, так жить им и так радоваться всякому подлинному творческому явлению – мог лишь П.И.Львов».
Ирина Лермонтова, хранитель фонда «Графика», старший научный сотрудник.
Выражаю искреннюю благодарность Александре Соловьевой за помощь в сборе материалов для публикации.
©ГМГС, 2022