И.М.Лермонтова. «Раненый ребенок» – символ блокадного Ленинграда»

День 27 января 1944 года для жителей блокадного Ленинграда,  проживших в осажденном городе долгие 900 дней и ночей и вместивших в себя мучительный голод, нестерпимый холод, бомбежки,  смерти … был долгожданной Ленинградской  Победой.  Этот незабываемый день, эти события нашли яркое отражение в  произведениях, посвященных блокадному Ленинграду.

Многие из них хранятся в графической коллекции музея.  Среди них особое место занимают работы, запечатлевшие  повседневную жизнь города военной поры. К наиболее пронзительным произведениям, посвященным блокадному городу, несомненно, принадлежит знаменитый офорт А.И. Харшака (1908-1989) «Раненый ребенок». В первые дни войны прямо со студенческой скамьи (заканчивал Академию художеств) Александр Харшак ушел добровольцем на фронт в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. В перерывах между боями делал зарисовки в своем фронтовом альбоме.  В конце 1942 года был переведен в газету 42-й Армии Ленинградского фронта.  Ощутил на себе все тяготы войны. По впечатлениям о пережитом  в годы войны создал серию из 6 офортов «В борьбе за Ленинград» (1946-1947), а в 1961-1966 годах создал большую серию из 35 офортов, посвященных войне и блокаде «1941-1945».

На офорте А. Харшака «Раненый ребенок» запечатлен мальчик  с забинтованной головой и бессильно повисшей  на перевязи перебитой ручкой  не по детски серьезно,  с  горьким упреком и болью смотрит на нас.  В больших карих глазах застыл немой вопрос: «За что?». Долгие годы считалось, что на гравюре изображен собирательный образ блокадного ребенка, но позднее выяснилось, что  у этого мальчика  был прототип, им оказался 4-летний Гена Микулинас, пострадавший от вражеской бомбежки   (его мама  во время этого налета  погибла). Мальчик лечился в детской больнице им. Раухфуса и попал в объектив  фотоаппарата военкора Г.Ф.Коновалова, а А.И.Харшаком был выполнен  рисунок с натуры этого мальчугана с  надписью: «За что?» (второе название «Раненый ребенок»).  Рисунок был напечатан в 1942 году в газете «Удар по врагу». Затем в 1943 году впервые  этот рисунок был представлен на выставке произведений художников-фронтовиков. В том же  1943 была издана почтовая открытка с рисунка Харшака.   Вскоре после окончания войны  в 1947 году Александр Харшак окончил Академию художеств, его дипломной работой стала замечательная серия офортов, посвященная блокадному Ленинграду (мастерская В.М.Конашевича), в этот цикл вошел один из лучших его офортов «Раненый ребенок».

Этот детский портрет станет не только одним из пронзительных,  ярких образов, но и одним из символов ленинградской блокады, и убедительнейшим документальным обвинением деяний фашистов.В 1955 году французской делегации, в составе которой находился  известный актер Жерар Филипп, был подарен этот офорт со следующей дарственной надписью автора: «Мы вместе боремся за то, чтобы это никогда не повторилось». Во Франции графический лист Харшака был назван «одним из самых волнующих подарков».

«Раненый ребенок» А. Харшака не случайно, нашел еще одну жизнь в «антивоенном плакате сирийского художника Лютфа Джафара «Жертва бомбардировки», который «полностью повторяет широко известный офорт ленинградского мастера…  Плакат был создан почти сорок лет спустя, в другой войне…». Это яркий и образный протест против всех войн на земле.

Харшак А.И. Раненый ребенок. 1947. Офорт. ГМГС Гр. 988

© Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник

© ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: