Кирпичникова Т.С., Шепилевский М.А., арх., Кирхоглани В. Д., арх.
13.05. 1950
Бронза, гранит, литье, гальванопластика, ковка.
Высота бюста — 1,4 м; высота постамента — 2,85 м
Горевой В.Э., ск., Попов В.В., арх.
28 мая 2003 г.
Бронза, гранит, каменотесные работы, литье, рубка по камню
Высота бюста — 110 см. Высота постамента — 192 см. Диаметр постамента -513 см.
На основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников-бюстов великим петербургским архитекторам итальянского происхождения» к 300-летию города были установлены четыре памятника-бюста: А. Ринальди, Ф. Б. Растрелли, К. Росси, Д. Кваренги. Заказ на изготовление бюстов выпол-нен петербургским скульптором В. Э. Горевым на средства итальянского города-побратима Милана. Бюсты установлены в сквере на Манежной площади, непосредственно примыкающей к Итальянской улице, на цилиндрических постаментах. Подставки под бюстами выполнены в едином стиле — в виде капителей. При входе в сквер рас-положена памятная стела с текстом посвящения.
Синайский В. А., ск., Альтман Н.И., худ.
17.02.1928
Бронза, гранит, каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 0,8 м Высота постамента — 2,2 м.
Инициатором создания памятника Рентгену, ученому, открывшему излучение, названное его именем, выступил Государственный радиологический(позднее — Рентгенологический) институт в декабре 1919 г. И уже в январе 1920 г. перед институтом был установлен бюст ученого, выполненный из временного материала — цемента.
Автором памятника являлся художник Н. И. Альтман. Памятник простоял около трех лет и под влиянием неблагоприятных климатических условий начал разрушаться.
Было принято решение перевести его в постоянный материал. Н. И. Альтман в связи с отъездом из города не смог выполнить работу и передал заказ скульптору В. А. Синайскому. За основу Синайский взял первоначальный проект Альтмана. Открытие памятника приурочено к пятой годовщине со дня смерти В. К. Рентгена.
Манизер М.Г., ск., Спиридонов В.Г., арх.
14 января 1999 г.
Бронза, гранит, каменотесные работы, литье, рубка по камню
Высота бюста — 1,37м Постамент 3,06 х 2,1 х2,1 м.
Решение об установке памятника И. Е. Репину в Ленинграде принято Советом Народных Комиссаров СССР в 1944 г. В 1948 г. одобрен проект скульптора М. Г. Манизера. В 1951 г. бюст отлит на заводе «Монументскульп тура», где и находился до 1961 г., так как место его установки в городе не было определено. С завода бюст передан на хранение в Государственный музей городской скульптуры. По инициативе музея в 1999 г. на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга бюст установлен в Румянцевском саду одно-временно с бюстом В. И. Сурикова. Выполненные в различное время, разными мастерами, ба бюста установлены на новые однотипные постаменты в виде пилонов. Работы по изготовлению постаментов и установке бюстов выполнил комбинат
«Скульптура».
Боголюбов В. Я., ск., Ингал В.И.,ск., Шепилевский М.А., арх.
30 ноября 1952 г.
Бронза, гранит, литье, каменотесные работы.
Высота скульптуры — 3,3 м; высота постамента — 3,5 м.
В 1944 г. в связи со 100-летием со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление о сооружении памятника композитору в Ленинграде. Проект памятника по заказу Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР выполнили скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал. В 1950 г. скульптура отлита на заводе «Монументскульптура». При строительстве постамента использовались гранитные блоки разобранного в 1937 г. памятника Александру III на бывшей Знаменской площади и гранит из карьеров о. Пухсаари в Карелии. Обработка гранитных блоков выполнена на заводах «Баррикада» и «Красное Знамя».
Горевой В.Э., ск., Попов В.В., арх.
28 мая 2003 г.
Бронза, гранит, каменотесные работы, литье, рубка по камню.
Высота бюста — 110 см. Высота постамента — 192 см. Диаметр постамента — 513 см.
На основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников-бюстов великим петербургским архитекторам итальянского происхождения» к 300-летию города были установлены четыре памятника-бюста: А. Ринальди, Ф. Б. Растрелли, К. Росси, Д. Кваренги. Заказ на изготовление бюстов выполнен петербургским скульптором В. Э. Горевым на средства итальянского города-побратима Милана. Бюсты установлены в сквере на Манежной площади, непосредственно примыкающей к Итальянской улице, на цилиндрических постаментах. Подставки под бюстами выполнены в едином стиле — в виде капителей. При входе в сквер рас-положена памятная стела с текстом посвящения.
Горевой В.Э., ск., Попов В.В., арх.
28 мая 2003 г.
Бронза, гранит, каменотесные работы, литье, рубка по камню
Высота бюста -110 см. Высота постамента — 192 см. Диаметр постамента — 51, 3 см.
На основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников-бюстов великим петербургским архитекторам итальянского происхождения» к 300-летию города были установлены четыре памятника-бюста: А. Ринальди, Ф. Б. Растрелли, К. Росси, Д. Кваренги. Заказ на изготовление бюстов выполнен петербургским скульптором В. Э. Горевым на средства итальянского города-побратима Милана. Бюсты установлены в сквере на Манежной площади, непосредственно примыкающей к Итальянской улице, на цилиндрических постаментах. Подставки под бюстами выполнены в едином стиле — в виде капителей. При входе в сквер рас-положена памятная стела с текстом посвящения.
Камберлен Ж., ск., Тибо Ф., ск. , Суханов С.К., кам., Тома де Томон Ж.Ф., арх.
1805 — 1810 гг. — строительство; 1810-1812гг.- отделочные работы, установка скульптур; 15 июля 1816 г. — торжественное открытие.
Пудостский камень, кирпич, медь, гранит.
Кирпичная кладка , рубка по камню. Каменотесные работы -скульптуры, ковка — якори, ростры, треножник-светильник.
Высота колонн — 29,5 м; наружный диаметр колонны — 3 м; высота скульптур — 4 м.
Ростральные колонны входят в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, включающий здание Биржи со скульптурными композициями на фронтонах и монументальную пристань с пандусами — спусками к Неве, украшенными гранитными шарами и львиными масками на подпорной стене. Две колонны симметрично установлены на северной и южной сторонах Биржевой площади. Колонны венчают светильники в виде чаш на треножниках. На фустах (стволах) колонн расположены декоративные ростры с полу- фигурами наяд, чередующиеся с накладными якорями. У подножия колонн установлены массивные изваяния мужских и женских фигур. Традиционно считается, что они символизируют реки Волгу и Днепр — у северной колонны, Неву и Волхов — у южной.
Использование в оформлении колонн декоративных ростр (носов кораблей) восходит к античной традиции. В Древнем Риме победители с триумфом доставляли на Форум ростры с кораблей противника. Проект архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, выполненный архитектором Ж.Ф.Тома де Томоном, утвержден 26 февраля 1804 г. Для ведения строительных работ создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложения невского берега камнем».
Закладка ансамбля состоялась 23 июня 1804 г. Из разобранного здания Биржи, строившейся в 1780-х гг. по проекту Д.Кваренги, использовано около двух миллионов штук кирпичей, что составляло примерно четвертую часть материала, необходимого для строительства нового здания. На подрядах активно работали каменотесы артели Самсона Суханова. Этой же артелью произведена вырубка скульптур из пудостского камня «Невы», «Волхова» и «Волги» — по моделям Жака Тибо, «Днепра» — Жозефа Камберлена. Ростры и якоря изготовили кузнецы Шипов, Васильев и Корольков. В основном работы по сооружению ансамбля завершены к 1811 г., но из-за начавшейся войны с Наполеоном открытие, носившее «характер народного праздника», произошло лишь через пять лет. Изначально, до 1837 г., колонны служили маяками Петербургского торгового порта, причалы которого располагались на Малой Неве. В 1896 г. на Ростральные колонны подвели электричество,
установили прожекторы, но из-за дороговизны такого освещения вскоре от него пришлось отказаться. Лишь в 1947 г. вновь проведено электроосвещение колонн. Через 10 лет на колоннах впервые зажжены газовые факелы. Новые газовые светильники появились в 1982 г. В годы Великой Отечественной войны колонны не были укрыты. Значительных повреждений не получили. К началу 1990-х гг. состояние скульптур из пудостского камня приблизилось к катастрофическому. Наряду со сложными экологическими условиями, интенсивным движением транспорта, способствующим разрушению камня, и многочисленными актами вандализма причиной тяжелого состояния скульптуры явились их конструктивные особенности. Блоки камня были скреплены пиронами из черного металла, значительно коррозированными. В 1998—1999 гг. проведена капитальная реставрация колонн и скульптуры, для чего применялись специально разработанные современные методики.
Арнольди Н., ск.
07 июля 2003 г.
Бронза, литье.
Высота скульптуры — 2,8 м; высота постамента — 1,9 м.
Скульптурная композиция «Рука творца» (Памяти Трезини) передана в дар Санкт-Петербургу правительством швейцарского кантона Тичино. Прославленный зодчий Доменико Трезини был уроженцем кантона Тичино.
Автор композиции — известный швейцарский скульптор Наг Арнольди — посвятил ее памяти своего земляка. Скульптура «символизирует созидание гения великого Трезини, ставшего первым архитектором и урбанистом Петербурга с первых дней существования Невской столицы». Символично и место установки: в непосредственной близости от Александро-Невского монастыря, проект строительства которого создан Д.Трезини. «Рука творца» — своеобразное, экспрессивное и пока единственное произведение современной западноевропейской скульптуры в городской среде Петербурга.
Бренна В.,ск., Росси К. И., арх.
Гранит, мрамор, бронза, каменотесные работы, литье.
Высота обелиска — 14 м, высота постамента — 5,5 м.
Обелиск воздвигнут в честь побед, одержанных русскими войсками под предводительством фельдмаршала П .А. Румянцева-Задунайского в войне с Турцией 1768 — 1774 гг. Идея сооружения памятника возникла в 1795 г. и принадлежит Екатерине II. После смерти императрицы ее замысел пре-творил в жизнь Павел I. Проект памятника выполнил Винченцо Бренна в 1798 г. Местом установки обелиска определено Марсово поле, вблизи набережной реки Мойки.
В 1801 г. в связи с сооружением в той же части Марсова поля памятника А.В.Суворову, Румянцевский обелиск переносится на противоположную сторону, ближе к Мраморному дворцу. В 1818 г. по указанию императора Александра I архитектор К.И.Росси выполняет проект переноса Румянцевского обелиска на Васильевский остров на плац между зданиями Академии художеств и Первым кадетским корпусом, в котором учился П.А.Румянцев. При этом К.И.Росси несколько изменил композицию монумента, установив его на гранитный трехступенчатый стилобат.
Авторы проекта: Е.А.Шишкина, А.А.Алексеев, А.С.Конев
©ГМГС, 2021