Удивительный мир Александра Агабекова

К 85-летию со дня рождения художника

«Минимум средств – максимум выразительности»

Талантливый ленинградский художник, график, акварелист,  мастер литографии и коллажа Александр Суренович Агабеков родился 2 ноября 1936 года в Ленинграде в простой рабочей семье. В 1952-1954 годах учился в одной из лучших  в нашем городе Городской художественной школе, затем в 1954-1960  в Ленинградском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете, после окончания в аспирантуре.

Одновременно, под руководством замечательного художника  А.С. Ведерникова   постигал тонкости графического искусства, в  частности, цветной автолитографии.

Свои произведения впервые выставил в 1960 году, а уже в 1967 году был принят  в Союз Художников. Участвовал в более чем двухстах выставках, в том числе семнадцати персональных. Наиболее всего прославился  созданием коллажей на стекле, особенно,  в сложной технике многослойного коллажа –  изобретение этого  художника.

В начале своей работы в Музее мне довелось побывать  в мастерской художника на Петроградской стороне, на Зверинской улице и его работы произвели на меня сильное впечатление – в результате в  музейном собрании  находятся   около двух десятков  работ А.С. Агабекова. В нашей коллекции хранится одна из ранних его литографий  «Андреевский рынок» (1956).  Вполне самостоятельная, интересная работа,  великолепно передающая архитектурные особенности Андреевского рынка и Андреевской церкви на Васильевском острове.

Глядя на работы А. Агабекова мы чувствуем, как  художник бесконечно любит свой город, его реки, каналы, просторы площадей, его удивительные архитектурные ансамбли, памятники,  монументально-декоративную скульптуру.

В таких листах,  исполненных в середине 1970-х годов, как «Нева», «У Петропавловской крепости», «Кунсткамера» автор любуется  широкими  невскими панорамами, ансамблем Стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами  и зданием Биржи, башенкой Кунсткамеры. Ясность и четкость композиционного строя отличает цветные литографии «Исаакиевская площадь» и «Казанский собор», на которых запечатлены  два выдающихся  собора.

Акварель «На канале» (1972), запечатлевшая  гладь воды канала Грибоедова, крылатых Грифонов на Банковском мосту является подготовительной к цветной литографии «Канал Грибоедова» (1973). Композиция последней стала еще более лаконичной и выразительной, художник оставляет на листе всего одну фигуру вместо трех, помещенных на акварели. Как тонкому колористу, Агабекову  великолепно   удается  передать сложное пограничное время суток: утро или вечер, такое неопределенное, мерцающее, манящее…

Своей живописностью, искренностью и непосредственностью привлекают замечательные листы, исполненные все в той же любимой технике литографии, а точнее автолитографии «Михайловский сад» и «Инженерный замок». Надо сказать, что  в автолитографии  А. Агабеков «сделал первое самостоятельное открытие – изобрел вибрирующую серебристую поверхность. Оттенки серого цвета в дуэте с создающим зернистость поверхности литографским карандашом, сквозь штрихи которого просвечивала бумага, заставляла поверхность листа вибрировать, наполняла ее воздухом».

Следует  отметить,  что скульптурные памятники очень редко удаются даже большим мастерам. В музейном собрании три работы этого автора с изображением Медного всадника: две цветных литографии и одна акварель, точно и убедительно показывающие выдающийся конный монумент в  разном состоянии, в разное время года,  с разной композицией и ракурсами.  Сочные, выразительные акварели «Петровская набережная» (Ши-цзы), «На Мойке» отличаются большей яркостью, декоративностью и динамизмом.  Движение подчеркивается надвигающимися, сталкивающимися облаками,  контрастами цвета и света. Акварель  «Кировский мост» с изображением  монумента А.В. Суворову решена в иной колористической гамме, более гармоничной, с приглушенными тонами и полутонами.

Как архитектору Агабекову присуще безупречно тонкое, обостренное чувство пространства, которое позволило ему всегда добивался полной и точной связи архитектуры, памятников с  окружающей средой. С большой любовью,  тонко и поэтично изображены каналы, реки: на воде почти всегда присутствуют небольшие пароходики с дымящими трубами… И эта, небольшая, но такая трогательная  деталь позволяет нам вспомнить и его замечательного учителя А.С. Ведерникова и их общего кумира А. Марке.  Отмечая  особую требовательность  ученика к своему творчеству Александр Семенович говорил: «Если Алика не оттащить, он всю жизнь будет делать одну работу». А сам Агабеков считал: «Несчастье мое, а может, и счастье в том, что,  когда смотрю на любую свою вещь вижу, что она плохая, и знаю, как ее сделать лучше».

Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: