К 85-летию со дня рождения художника
«Минимум средств – максимум выразительности»
Талантливый ленинградский художник, график, акварелист, мастер литографии и коллажа Александр Суренович Агабеков родился 2 ноября 1936 года в Ленинграде в простой рабочей семье. В 1952-1954 годах учился в одной из лучших в нашем городе Городской художественной школе, затем в 1954-1960 в Ленинградском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете, после окончания в аспирантуре.
Одновременно, под руководством замечательного художника А.С. Ведерникова постигал тонкости графического искусства, в частности, цветной автолитографии.
Свои произведения впервые выставил в 1960 году, а уже в 1967 году был принят в Союз Художников. Участвовал в более чем двухстах выставках, в том числе семнадцати персональных. Наиболее всего прославился созданием коллажей на стекле, особенно, в сложной технике многослойного коллажа – изобретение этого художника.
В начале своей работы в Музее мне довелось побывать в мастерской художника на Петроградской стороне, на Зверинской улице и его работы произвели на меня сильное впечатление – в результате в музейном собрании находятся около двух десятков работ А.С. Агабекова. В нашей коллекции хранится одна из ранних его литографий «Андреевский рынок» (1956). Вполне самостоятельная, интересная работа, великолепно передающая архитектурные особенности Андреевского рынка и Андреевской церкви на Васильевском острове.
Глядя на работы А. Агабекова мы чувствуем, как художник бесконечно любит свой город, его реки, каналы, просторы площадей, его удивительные архитектурные ансамбли, памятники, монументально-декоративную скульптуру.
В таких листах, исполненных в середине 1970-х годов, как «Нева», «У Петропавловской крепости», «Кунсткамера» автор любуется широкими невскими панорамами, ансамблем Стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами и зданием Биржи, башенкой Кунсткамеры. Ясность и четкость композиционного строя отличает цветные литографии «Исаакиевская площадь» и «Казанский собор», на которых запечатлены два выдающихся собора.
Акварель «На канале» (1972), запечатлевшая гладь воды канала Грибоедова, крылатых Грифонов на Банковском мосту является подготовительной к цветной литографии «Канал Грибоедова» (1973). Композиция последней стала еще более лаконичной и выразительной, художник оставляет на листе всего одну фигуру вместо трех, помещенных на акварели. Как тонкому колористу, Агабекову великолепно удается передать сложное пограничное время суток: утро или вечер, такое неопределенное, мерцающее, манящее…
Своей живописностью, искренностью и непосредственностью привлекают замечательные листы, исполненные все в той же любимой технике литографии, а точнее автолитографии «Михайловский сад» и «Инженерный замок». Надо сказать, что в автолитографии А. Агабеков «сделал первое самостоятельное открытие – изобрел вибрирующую серебристую поверхность. Оттенки серого цвета в дуэте с создающим зернистость поверхности литографским карандашом, сквозь штрихи которого просвечивала бумага, заставляла поверхность листа вибрировать, наполняла ее воздухом».
Следует отметить, что скульптурные памятники очень редко удаются даже большим мастерам. В музейном собрании три работы этого автора с изображением Медного всадника: две цветных литографии и одна акварель, точно и убедительно показывающие выдающийся конный монумент в разном состоянии, в разное время года, с разной композицией и ракурсами. Сочные, выразительные акварели «Петровская набережная» (Ши-цзы), «На Мойке» отличаются большей яркостью, декоративностью и динамизмом. Движение подчеркивается надвигающимися, сталкивающимися облаками, контрастами цвета и света. Акварель «Кировский мост» с изображением монумента А.В. Суворову решена в иной колористической гамме, более гармоничной, с приглушенными тонами и полутонами.
Как архитектору Агабекову присуще безупречно тонкое, обостренное чувство пространства, которое позволило ему всегда добивался полной и точной связи архитектуры, памятников с окружающей средой. С большой любовью, тонко и поэтично изображены каналы, реки: на воде почти всегда присутствуют небольшие пароходики с дымящими трубами… И эта, небольшая, но такая трогательная деталь позволяет нам вспомнить и его замечательного учителя А.С. Ведерникова и их общего кумира А. Марке. Отмечая особую требовательность ученика к своему творчеству Александр Семенович говорил: «Если Алика не оттащить, он всю жизнь будет делать одну работу». А сам Агабеков считал: «Несчастье мое, а может, и счастье в том, что, когда смотрю на любую свою вещь вижу, что она плохая, и знаю, как ее сделать лучше».
Ирина Лермонтова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики
Удивительный мир Александра Агабекова на RUTUBE