Ленинградский пейзаж — особенная любовь Станислава Вихарева

В марте 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения ленинградского художника, графика, прекрасного рисовальщика мастера линогравюры и литографии Станислава Васильевича Вихарева (1924–1981).

Будущий художник родился 3 марта 1924 года в селе Митьково Владимирской области. В 1947–1953 годах обучался на графическом факультете Института им. И.Е. Репина под руководством А.Ф.Пахомова. Участник выставок с 1954 г. В Союз художников был принят в 1956 году. С.В.Вихарева связывала многолетняя дружба и плодотворная совместная работа с известным ленинградским живописцем М.А.Каневским. 

В творчестве художника огромное место занимает городской пейзаж, особенную любовь он всегда питал к ленинградскому пейзажу «На Неве. Буксир», «Стрелка Васильевского острова». В нашем графическом собрании находится более полутора десятков его работ, в основном это черно-белые и цветные линогравюры и литографии.

Творческой манере Вихарева свойственны смелые, неожиданные композиции, ракурсы, значительно вытянутые форматы то по вертикали, то по горизонтали. К таким интересным по композиции вертикальным листам относятся его цветные линогравюры «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Мороз», «Невский проспект. Вид на Адмиралтейство», «Нарвские ворота». Крупным планом перед нами предстают мощные фигуры крылатых грифонов на Банковском мосту, на фоне уходящей вдаль перспективы канала Грибоедова с видом на собор «Спас на Крови». Лист, изображающий декоративную скульптуру П.К.Клодта «Укротитель коня» на Аничковом мосту пленяет своей поэтичностью, тонкой передачей заиндевевших от мороза пышных кустарников на берегу Фонтанки. Привлекает внимание своим бурным движением, динамизмом гравюра, изображающая оживленный Невский проспект с быстро снующими автомобилями на фоне Адмиралтейства. Художник ищет неординарные, непривычные ракурсы, как это произошло с Нарвскими воротами, которые показаны сбоку, к тому же сквозь заснеженные деревья и кустарники. Особую декоративность, красоту и лиризм придает игра света и теней на первом плане.

С.В.Вихареву, как никакому другому художнику удается передача особенностей монументальной скульптуры, памятников. Это относится ко многим его великолепным цветным литографиям середины 1950-х годов: «Памятник Кутузову», «Памятник Екатерине II», «Памятник Суворову». Выразительными силуэтами выделяются высокий, парадный монумент императрице в сквере на площади Островского у здания Публичной библиотеки на фоне оживленного пейзажа с многочисленными фигурами отдыхающих горожан, детей, фигура непобедимого полководца, генералиссимуса А.В.Суворова в образе бога войны – Марса на площади перед Марсовым полем, статуя М.И.Кутузова с победоносно вскинутой рукой с фельдмаршальским жезлом. Одной из лучших литографий мастера стала «Исаакиевская площадь» с великолепным конным монументом императору Николаю I на фоне грандиозного собора.

В работах 1960–1970-х годов, в творческом диапазоне художника этого периода появляется больший динамизм композиции, напряженность ритма. Это отчетливо выявляется в таких контрастных, полных экспрессии черно-белых линогравюрах как «Памятник М.И.Кутузову», «Памятник М.Б.Барклаю де Толли» перед Казанским собором. Главное внимание художника обращено на Невский проспект с его бурным движением, множеством перекрещивающихся проводов и стай птиц в воздухе.

Замечательные линогравюры и литографии, хранящиеся в нашей коллекции можно отнести к лучшим не только в творчестве С.В.Вихарева, а в целом в графическом искусстве второй половины XX века.

Ирина Лермонтова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: