Торжественная закладка костёла в Царском Селе состоялась 24 июня 1825 г. Проект церкви был разработан в 1823–1825 г. архитекторами Леоне и Доменико Адамини. Строительство велось особым комитетом под председательством генерал-адъютанта графа П.А. Ожаровского. Фасады здания и интерьеры решены в стиле классицизма. Освящение костела состоялось 26 ноября 1826 г. епископом Минской епархии Матфием Липским. В 1906–1908 гг. здание было расширено по проекту архитектора С.А. Данини, при участии инженера И.Ф. Пентковского: были пристроены и освящены боковые приделы.
Храм имел три престола: главный – Св. Иоанна Крестителя и два боковых – в воспоминание Моления о Чаше и во имя Пресвятой Девы Марии Розария. Над главным престолом находился бронзовый алтарный образ «Усекновение главы Иоанна Крестителя»[1], доставленный в 1833 г. в Петербург из Варшавы согласно последней воле княгини Жанетты Лович, погребённой в склепе костела в 1831 г.
К началу ХХ века в церковной крипте находилось 15 могил, среди которых захоронения архиепископа Игнатия-Людовика Корвин-Павловского, настоятеля храма прелата Константина Мацулевича, флигель-адъютанта, героя русско-турецкой войны князя Э. Мещерского, командора Мальтийского ордена графа Ю. Литты, княгини Ж. Лович [2], графа И.С. Лаваля, графини Л.К. Виельгорской, графа и графини Ожаровских.
В первые послереволюционные годы в храме ещё служились мессы. Настоятелем церкви (с августа 1904 г.) был выдающийся католический деятель прелат Станислав Пржирембель. В 1923-1927 гг. он являлся также администратором Могилёвской архиепархии, а затем секретарём Апостольского администратора епископа Антония Малецкого. 10 октября 1929 г. о. Станислав был арестован и обвинен в нелегальной связи через польские дипломатические представительства с председателем «Антибольшевистской Лиги»; в руководстве подпольной католической семинарией в 1926-1927 гг. и «нелегальной двадцаткой» при церкви на 1-й Красноармейской улице, а также систематическом обучении детей Закону Божиему. Он был сослан на 10 лет в Соловецкий лагерь. В сентябре 1932 г. о. Станиславу удалось покинуть СССР благодаря временному потеплению советско-польских отношений и подписанию 3 августа 1932 г. протокола о персональном обмене политическими заключенными.[3]
После ареста настоятеля храм обслуживали приезжавшие из Ленинграда французские священники с 1929 г. Иоанн Амудрю (был вынужден покинуть СССР в 1935 г.) и с 1935 г. Михаил Флоран (выслан из СССР 21 июля 1941 г.). [4]
В апреле 1938 г. костёл Иоанна Крестителя был закрыт. Имущество прихода поступило в ведение райфинотдела Пушкинского райсовета. Останки 38 человек, погребенных в крипте костёла, были перезахоронены на Казанском кладбище (г. Пушкин). [5]
19 мая 1938 г. состоялось распределение и передача имущества закрытого храма заинтересованным учреждениям, в том числе Ленинградскому Музею-Некрополю. Н.В. Успенский (1885-1947) [6] , директор музея, отправляется в Пушкин для осмотра сохранившихся в церкви надгробий. Успенский фиксирует: уцелели доски из черного мрамора с надгробия действительного статского советника, управляющего контрольной палатой, Ипполита Гонзиевского и его жены Марии (урожд. Мердер), доски серого мрамора надгробия графа и графини Ожаровских, бронзовые надгробные доски кавалерственной дамы Л.К. Виельгорской (урожд. Бирон), графа Ю. Литты, графа И.С. Лаваля, архиепископа И.-Л. Корвин-Павловского, доска белого мрамора и художественный витраж в склепе князя Э.Н. Мещерского. В сохранности оказалось надгробие графини Ю.П. Строгановой, однако стена склепа была уже кем то повреждена, как и стена склепа Л.К. Виельгорской. В этот же день, 19 мая 1938 г., Н.В. Успенским были сделаны фотографии алтаря и некоторых из перечисленных надгробий.
23 мая 1938 г. Ленинградский отдел охраны памятников Комитета по делам искусств обращается в Похоронный трест, в чьем ведении тогда находился музей-некрополь, с просьбой о произведении работ по разборке и перевозке всех отобранных Н.В. Успенским художественных и исторических надгробных плит и памятников с последующей установкой их в качестве экспонатов музея.
В фонд музея-некрополя поступают три доски с надгробий Ю.-Р. Литты, И.С. Лаваля и И.-Л. Корвин-Павловского. К демонтажу надгробия Ю.П. Строгановой смогли приступить лишь в августе. Перевезти памятник Строгановой из-за отсутствия средств в музей-некрополь не удавалось вплоть до апреля 1939 г. Всё это время, подготовленный к вывозу, надгробие находилось в подвале костела. Периодически сохранность памятника приезжал проверять научный сотрудник музея. Так, посетив костел в октябре 1938 г. он узнает, что из всех склепов были изъяты прахи и погребены на Казанском кладбище[5], перезахоронение производилось ночью. Тогда же тот же сотрудник Пушкинского райфо передал для музея две фотографии костёла.
В феврале 1939 г. музей пытается получить средства для вывоза памятника, но безуспешно. Научный сотрудник музея, посетивший закрытый костёл, фиксирует, что основная часть памятника Строгановой в сохранности, однако исчезла часть облицовки из голубого мрамора. Витраж из усыпальницы Э.Н. Мещерского, подготовленный к вывозу вместе с памятником Строгановой ещё 7 августа 1938 г., оказался полностью разбит. В марте 1939 г. обнаружено, что все склепы костела оказались уже разобранными и никаких следов от памятников не осталось.
6 апреля 1939 г. надгробие Ю.П. Строгановой было доставлено в музейный некрополь. Профилированная стела на постаменте, установлена у северной стены Лазаревской усыпальницы на территории Некрополя XVIII века. Бронзовый герб с надгробия Строгановой можно увидеть на постоянной экспозиции музея «Знаки памяти: мемориальная символика, геральдика и портрет XVIII-XIX веков» в Выставочном зале Некрополя мастеров искусств. Доски с надгробий Ю.-Р. Литты, И.С. Лаваля и И.-Л. Корвин-Павловского находятся в фонде Государственного музея городской скульптуры.
[1] Подробнее см.: Р.Т. Рашкова. Алтарь «Обезглавливание Иоанна Крестителя» с гербом польского короля Станислава Августа Понятовского в собрании Государственного музея истории религии // Труды Государственного музея истории религии. Выпуск 16. СПб, 2016 .
[2] В 1929 г. прах княгини Лович был перевезен на родину и 2 мая захоронен в семейной усыпальнице Хлаповских у церкви Святых апостолов Петра и Павла в деревне Ромбинь (Rąbiń).
[3] Шкаровский М.В., Черепнина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. C. 234-235.
[4] Там же.
[5] Об этом же см.: Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. СПб, 2007. С. 523.
[6] Николай Викторович Успенский (1885–1947). Профессиональный фотограф, окончивший Высший институт фотографии и фототехники (сегодня – Санкт-петербургский университет кино и телевидения), в 1920-1930-е гг. он работал в фотографом в Государственной рентгенографическом институте и фабрике «Севзапкино». В этот период началась его активная деятельность и в обществе «Старый Петербург – Новый Ленинград». Став хранителем (на общественных началах) уникального Лазаревского некрополя впоследствии Н.В. Успенский возглавил музей, в состав которого вошли Лазаревское и Тихвинское кладбища, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и «Литераторские мостки».
Александра Соловьёва
©ГМГС, 2021