В объективе Н.В. Успенского. Юсуповский дворец

Государственный музей городской скульптуры хранит уникальные фотоматериалы, отражающие историю создания его музейных экспозиций, находящихся под открытым небом. Снимки, положившие начало фотоколлекции ГМГС, были созданы Николаем Викторовичем Успенским (1885–1947). Профессиональный фотограф, окончивший Высший институт фотографии и фототехники (сегодня – Санкт-петербургский университет кино и телевидения), в 1920–1930-е гг. работал в Государственном рентгенографическом институте и фабрике «Севзапкино».

В этот период началась активная деятельность Успенского в обществе «Старый Петербург – Новый Ленинград». Общество ставило своей целью сохранение художественно-исторических памятников Старого Петербурга, а среди задач были изучение исторической застройки, сохранение памятников искусства и старины; популяризация архитектуры дореволюционного Петербурга. Среди членов добровольного объединения энтузиастов были ученые, архитекторы, художники, историки искусства, коллекционеры, педагоги.

В 1924 г. Н.В. Успенский стал хранителем Лазаревского кладбища, проект изучения, сохранения и музеефикации которого начал разрабатываться Обществом в 1922 г. Множество фотографий и негативов того периода, созданных Успенским, представляют собой интересный материал по истории становления музейной экспозиции, являются ценнейшей фотолетописью памятных событий.

Но не только памятники некрополей попадали в объектив Николая Викторовича. Некоторые из снимков периода 1920-х гг. были созданы Успенским для Бюро охраны художественно-исторических памятников Петербурга и его окрестностей. Среди них фотографии скульптур Летнего сада и Адмиралтейства, Московских ворот, Александровской колонны, Никольского морского и Казанского соборов, пеньковых складов на Тучковом буяне и другие.

Есть в собрании ГМГС и пример съемки Н.В. Успенским интерьеров. Это негативы с изображениями парадных залов Юсуповского дворца. Многие яркие страницы российской истории связаны с этим местом на Мойке.

Династии князей Юсуповых принадлежало одно из крупнейших художественных собраний России. В коллекцию входили произведения живописи, скульптуры, рисунка, гравюры, миниатюры, фарфора, художественной бронзы, шпалер, драгоценных украшений, резных камней, табакерок, тростей, музыкальных инструментов, мебели. В 1900 г. в журнале «Мир Искусства» А.Н. Бена дал подробный анализ французской живописи из «самой замечательной частной сокровищницы искусства в Европе». После революции Бенуа был привлечен к обсуждению судьбы Юсуповского дворца.

Декретом от 22 февраля 1919 г. дворец объявлен национальной собственностью и передан в ведение Отдела по делам музеев и охране памятников Комиссариата просвещения. Было принято решение о музеефикации дворца Юсуповых и сохранении его в качестве художественно-исторического памятника. Эксперты Эрмитажа тогда же приступили к составлению описей собрания Юсуповых. Часть собрания передавалась в Эрмитаж,  серебро, золото и драгоценные камни передавались в банки в пользу государства, а часть  была оставлена для экспозиции будущего музея.

Из почти тысячи картин юсуповской коллекции для экспозиции были отобраны около четырехсот. Живопись была сгруппирована по школам и эпохам. Залы дворца получили новые названия. Николаевский зал стал Французским – в нем разместилась живопись французской школы. В Итальянском (зал Прециоза) – картины итальянских художников. В Голландском (Античном) – работы нидерландской, фламандской и голландской школ. В Римском зале, сохранившем свое историческое название, подбор картин не носил систематического характера. 20 сентября 1919 г. юсуповская галерея была открыта для посещения.

В начале 1923 года было решено приступить к восстановлению помещения на первом этаже, где в ночь на 17 декабря 1916 года произошло убийство Григория Распутина. Открытие «Распутинских комнат» для посещения увеличило приток экскурсантов. Тем не менее, вопрос о существовании музея оставался открытым. В июле 1925 г. дворец был отдан, по выражению А. Н. Бенуа, «в утилитарную эксплуатацию»: Ленинградское отделение Главнауки передало б. Юсуповский дворец в ведение Ленинградского Губотдела Союза работников просвещения.  Коллекция князей Юсуповых после закрытия музея была разобщена по другим музейным собраниям страны.

В собрании ГМГС хранятся 15 негативов на стекле с изображением гостиных и парадных залов дома-музея Юсупова. Вероятно, фотофиксация интерьеров музея была сделана Н.В. Успенским для одной из секций общества «Старый Петербург». Например, экскурсионное бюро среди множества «художественных и исторических экскурсий» предлагало к посещению «особняки вельмож» в рамках экскурсии, посвященной Эпохе Екатерины II, в том числе дворец Юсупова. Возможно, эти снимки были сделаны для Бюро охраны художественно-исторических памятников Петербурга и его окрестностей.

Благодаря негативам Успенского мы можем познакомиться с экспозицией в залах художественной галереи Юсуповского дворца периода 1922-1925 гг. превращенных усилиями эрмитажных сотрудников в музей западноевропейского искусства.

Начнем осмотр музея с Большой ротонды, открывающей анфиладу гостиных и парадных залов, протянувшихся вдоль главного фасада, выходящего на набережную реки Мойки. Квадратный в плане зал, благодаря особой расстановке колонн и купольному перекрытию, архитектором, академиком и профессором Академии художеств А.А. Михайловым этот зал был «превращен» в круглый. На стенах изображения нимф и путти, созданные итальянским художником Антонио Виги, а живописный плафон – работа художника А.И. Травина, выдающегося мастера-декоратора своего времени.

В Синей гостиной располагается скульптура Г. Гроффа «Максимилиан II Эммануил – победитель турок» (XVIII в.). На стене в центре видим картину французского художника Клода Желле «Битва на мосту» («Битва между императорами Максенцием и Константином»). В 1925 году картина была передана в Эрмитаж, а сегодня находится в собрании Пушкинского музея, куда поступила в 1927 г. Справа картина Ф. Лемуана «Мадонна с младенцем».

Убранство Красной гостиной роскошно и величественно. Мебель создана специально для гостиной по рисункам архитектора Михайлова. На стене в верхнем ряду располагается портрет гр. Е.В. Скваронской кисти Э.-Л. Виже-Лебрен. В настоящее время эта картина находится в Лувре. Ниже, в центре, работа Г. Робера «Руины террасы в парке Марли».

Просторный Танцевальный зал создает впечатление изысканной простоты, тогда как Белоколонный зал восхищает своей пышностью – он украшен колоннадой коринфского ордера, поддерживающей лепной антаблемент. Своды зала расписаны в технике гризайль. В центре зала, у зеркала и в арочных проемах размещены скульптуры из коллекции Юсуповых. По сторонам зеркала помещены портреты в рост: слева парадный портрет Александра II работы Е.И. Ботмана (поступил в Русский музей из Эрмитажа в 1929 г.), справа «Портрет великой княгини Марии Александровны» (1849) кисти К. Робертсон (прежде он находился в Танцевальном зале).

Николаевский зал назван в честь первого владельца дворца Николая Борисовича Юсупова (старшего). Его скульптурный портрет помещен в портике слева. Над дверным проемом портрет Н.Б. Юсупова кисти Г.Ф. Фюгера. Слева от портрета работа П.Н. Прюдона «Невинность, предпочитающая Любовь Богатству», справа – «Пейзаж с аркой в скале» еще одна работа Г. Робера. Напротив портика, на стене справа, картина французского художника Жака Луи Давида «Сафо и Фаон». Перечисленные полотна сегодня часть коллекции французской живописи XIX–XX вв. Эрмитажа.

Из Николаевского зала попадаем в зал Прециоза (от итал. – прекрасный, драгоценный). При Юсуповых в этом зале помещались полотна известнейших мастеров западноевропейского искусства: Рембрандта, Греза, Буше, Лоррена, Мурильо и др. В первой половине 1920-х здесь разместилась живопись итальянской школы. На стене слева полотно известного венецианского живописца Дж.Б. Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры». Эта картина, вместе с еще одним полотном Тьеполо «Пир Клеопатры», сначала украшала дворец Юсупова на Фонтанке, затем обе были перевезены в  Большой дом подмосковной усадьбы Архангельское. В  конце XIX века картины вновь в Петербурге уже во дворце Юсуповых на Мойке. После закрытия музея в 1925 г. обе были возвращены в усадьбу «Архангельское». На каминной полке бронзовые скульптуры работа М. Ангие: слева – «Геркулес, несущий столб», справа – «Марс».

Завершающий выставочную анфиладу Римский зал одновременно является и входом в домашний театр Юсуповых. Через арку в конце зала вход в княжескую ложу, а лестница в центре ведет в партер. На стене слева, над камином, масштабное полотно «Венера раненная Диамедом» Г. Дуайена, справа от него, над столиком с часами, картина Лорана де ла Гира «Святой Жермен, епископ Оксерский, надевает крест на Святую Женевьеву».

Благодаря мастерству фотографа Н.В. Успенского мы увидели часть знаменитой коллекции «в обрамлении старого Юсуповского дома, отразившего так интересно и полно вкусы и жизнь четырех поколений его хозяев». Дворец разделил судьбу многих отечественных музеев дворянского быта: экспозиции, развернутые в 1920-е гг., были закрыты, а коллекции разобщены и переданы в различные художественные музеи страны. Сегодня предметы из собрания Юсуповых можно увидеть в Эрмитаже, Русском музее, музее-усадьбе «Архангельское» и других.

Александра Соловьёва, старший научный сотрудник отдела Музейных информационных систем, хранитель фонда Редкая фотография.

Библиография:

  1. Гессен В.Ю. К истории создания и ликвидации дворца-музея Юсупова в Петрограде (1918–1925) // Клио: Межвуз. журн. для ученых. 2015, № 12 (108). 2015.
  2. Масленникова В.А. Судьба художественного собрания князей Юсуповых // Юсуповский дворец / Дворянские особняки. История рода, усадьбы и коллекции. СПб: Арт-Палас, 2002.
  3. Эрнст С. Государственный музейный фонд. Юсуповская галерея. Французская школа. Л., 1924.

Список картин и скульптур, указанных в публикации:

  1. Скульптор: Грофф, Гийом де. 1680-1742. Максимилиан II Эммануил — победитель турок. Франция, XVIII в. https://clck.ru/38r5gu
  2. Лоррен К. Картина. Битва на мосту (Битва между императорами Максенцием и Константином). 1655 г. https://clck.ru/38udtY
  3. Лемуан, Франсуа. 1688–1737. Мадонна с Младенцем. Франция, первая половина XVIII в. https://clck.ru/38ueBH
  4. Виже-Лебрен, Л.-Э. 1755 –1842. Портрет гр. Е.В. Скваронской. https://clck.ru/38r7jC
  5. Робер, Гюбер. 1733–1808. Руины террасы в парке Марли. Франция, начало 1780-х гг. https://clck.ru/38r7sZ
  6. Ботман Е. И. ?–1891. Портрет Александра II. 1856. https://clck.ru/38ukYq
  7. Робертсон, Кристина. 1796–1854.Портрет великой княгини Марии Александровны.

      1849 г. https://clck.ru/38qytA

  1. Фюгер, Генрих Фридрих. 1751–1818. Портрет князя Н.Б. Юсупова. Австрия, 1783 г. https://clck.ru/38r5dB
  2. Прюдон, Пьер Поль. 1758–1823. Невинность, предпочитающая Любовь Богатству. Франция, 1804 г. https://clck.ru/38qyyz
  3. Робер, Гюбер. 1733–1808. Пейзаж с аркой в скале. Франция, 1780-е гг.  https://clck.ru/38r6Zp
  4. Давид, Жак Луи. 1748–1825. Сафо и Фаон. Франция, 1809 г. https://clck.ru/38r66Z
  5. Тьеполо, Джованни Баттиста. 1696 –1770. Встреча Марка Антония с Клеопатрой. 1747 г. https://clck.ru/38unCf
  6. Ангие, Мишель, ок. 1613–1686. Геркулес, несущий столб. Франция, XVIII в. https://clck.ru/38r2tS
  7. Ангие, Мишель, ок. 1613–1686.Марс. Франция, ок.1670 г. https://clck.ru/38r3Lf
  8. Дуайен, Габриэль-Франсуа. 1726-1806. Венера раненная Диамедом. Франция, 1761 г. https://clck.ru/38uoCy
  9. Ла Гир (Ла Ир), Лоран де. 1606–1656. Святой Жермен, епископ Оксерский, надевает крест на Святую Женевьеву. Франция, 1630 г. https://clck.ru/38r5oL

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: