В объективе Н.В. Успенского… Рака Александра Невского: новые материалы по иконографии

Государственный музей городской скульптуры хранит уникальные фотоматериалы, отражающие историю создания его музейных экспозиций, находящихся под открытым небом. Снимки, положившие начало фотоколлекции ГМГС, были созданы его основателем Николаем Викторовичем Успенским (1885–1947). Профессиональный фотограф, окончивший Высший институт фотографии и фототехники (сегодня – Санкт-петербургский университет кино и телевидения), в 1920-1930-е гг. он работал фотографом в Государственной рентгенографическом институте и фабрике «Севзапкино». В этот период началась его активная деятельность в Обществе изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей (создано в 1921 г., прекратило существование в 1938 г.). Целями Общества были: изучение и исследование художественно-исторических памятников Старого Петербурга и пригородов; охрана и восстановление памятников искусства и старины; популяризация среди широких масс художественных сокровищ старого Петербурга. В работах этого добровольного объединения в разные годы активно участвовали выдающиеся историки и искусствоведы, художники и архитекторы, музыковеды и др. В состав общества в разное время входили: Н.П. Анциферов, А.Н. Бенуа, А.И. Гегелло, М.В. Добужинский, В.Я. Курбатов, Н.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Е. Пресняков, С.Н. Тройницкий. В составе «Старого Петербурга» действовали комиссии и бюро: охраны, музыкальное, художественное, экскурсионное. Члены Общества производили обследования, обмеры, фотофиксацию памятников истории и архитектуры Ленинграда и пригородов (для регистрации памятников город был разбит на секторы, каждый из которых обследовала группа из нескольких человек), проводили открытые заседания, где заслушивались доклады; читали курсы лекций, проводили экскурсии.     Николаем Викторовичем Успенским в 1920-е для секции охраны памятников Общества «Старый Петербург» были сделаны фотоснимки (находятся в коллекции ГМГС) барельефов Александровской колонны, Тучкова буяна, интерьеров Юсуповского дворца, Летнего дворца Петра I , Летнего сада после наводнения 1924 г.

Среди первоочередных задач, которые ставило перед собой Общество «Старый Петербург» в начале 1920-х, была, в том числе, и задача изучения и сохранения «первоклассных скульптурных произведений», находящихся на кладбищах города. Николай Викторович Успенский, став хранителем (на общественных началах) уникального Лазаревского некрополя, впоследствии возглавил музей, в состав которого вошли Лазаревское и Тихвинское кладбища, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и «Литераторские мостки». Множество фотографий и негативов, созданных Николаем Викторовичем представляют собой интереснейший материал по истории становления музейной экспозиции, являются ценнейшей фотолетописью памятных событий.

C 1920 г. весь ансамбль Александро-Невской лавры находился под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в процессе закрытия лаврских храмов, тянувшемся до 1935 г., оказались полностью разорены Федоровская, Исидоровская и Духовская церкви-усыпальницы. Под чутким наблюдением Бюро охраны памятников Общества «Старый Петербург» находилось Древлехранилище Лавры, которое, однако, не удалось сохранить в своей целостности – часть уникальных экспонатов была передана в Русский музей, часть распределена между другими музеями. Под угрозой находился уникальный мемориальный комплекс раки Александра Невского – многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века.

25 марта 1713 года с освящения деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы начинается История Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Место для нового монастыря, ставшего духовным центром молодой столицы России, наметил сам Петр I. План монастырского «каменного строения», утвержденный царем в 1717 г., разработал Д.Трезини, но с 1720 г. строительством руководил Т. Швертфегер, внесший в первоначальный замысел существенные коррективы. Он и закончил сооружение первого каменного храма в монастыре, в верхнем этаже которого была освящена церковь святого благоверного князя Александра Невского. Сюда 30 августа 1724 года были помещены мощи св. кн. Александра Невского, торжественно перенесенные по повелению Петра I из Владимира.

В 1752–1753 гг. пребывавшие в верхнем храме Благовещенской церкви мощи св. Александра Невского поместили в новую великолепную серебряную раку в стиле барокко. Это монументальное сооружение было выполнено в 1746–1751 годах по программе академика Якоба Штелина, рисункам живописца Георга Грота и моделям резчиков Александра Мартелли и Иоганна Дункера. Стихотворная эпитафия на памятнике создана М. В. Ломоносовым.

В 1790 г. мощи были перенесены в соборный храм Святой Троицы: серебряную раку установили в полукруглой нише за правым клиросом.

После Октября 1917 Александро-Невская лавра как действующий монастырь не была закрыта сразу, но ее положение резко изменилось в соответствии с подписанным В. И. Лениным 2 февраля 1918 года Декретом об отделении церкви от государства. Все принадлежащее церкви имущество объявлялось общенародным достоянием.

Согласно постановлению ВЦИК от 16 февраля 1922 г. «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» местным Советам предписывалось изъять «все драгоценные предметы из золота, серебра и камней …и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим». 10 мая 1922 года председателю ВЦИК М. И. Калинину была отправлена телеграмма, подписанная директором Эрмитажа С.Н. Тройницким, директором Русского музея Н.П. Сычевым, художником А.Н. Бенуа с просьбой остановить разрушение раки Александра Невского. В этот же день Н.В. Успенский делает снимок ещё не тронутого уникального памятника: рака, за которой стоит пятиярусная пирамида с двумя фигурами ангелов, держащих щиты. Свет падает на поясное изображение св. бл. кн. Александра Невского на порфире и сияние из облаков и лучей над изображением князя – точка съемки и момент выбранный фотографом, придают снимку глубину и скорее, художественный, нежели только фотофиксационный характер.

Президиумом Петроградского Губисполкома изъятие раки и вскрытие мощей было назначено на 12 мая 1922 г. Накануне, 11 мая, Н.В. Успенский делает ещё 6 снимков:

– общий план мемориального комплекса раки (фронтально),

– рельефные украшения ярусов пирамиды (сбоку),

– стенка саркофага с рельефами в картушах – битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва на Неве при устье Ижоры (на заднем плане видим арматурную группу с воинскими доспехами и оружием – так же часть мемориального комплекса раки),

– стенка саркофага с рельефом – прибытие князя из Золотой Орды в Богородицкий монастырь (общий план и крупный план),

– стенка саркофага с эпитафией, сочиненной М.В. Ломоносовым, в медальоне: «Богу Всемогущему и Его Угоднику, Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя».

Дальнейшие события (вскрытие, разборку и перевозку раки) запечатлел уже другой фотограф – В.К. Булла. 19 мая 1922 г. это ценнейшее произведение было передано в Эрмитаж, где экспонируется и сегодня. Осенью 1922 г. мощи св. бл. кн. Александра Невского были вывезены в Москву в Наркомат юстиции и помещены в Центральный антирелигиозный музей. В 1948 г. перевезены в Музей истории религии в Ленинграде, где пребывали до возвращения Русской православной церкви в 1989 г. Вероятно, фотографии уникального памятника русской истории и культуры необходимы были Обществу «Старый Петербург», в состав которого входили Н.В. Успенский и, пославшие отчаянную телеграмму в защиту раки М. Калинину, А.Н. Бенуа и С.Н. Тройницкий.

Мемориальный комплекс раки Александра Невского сегодня – гордость эрмитажного собрания; поклониться мощам Св. Бл. Кн. Александра Невского приходят в Троицкий собор Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, а стеклянные негативы столетней давности с запечатленной в своей целостности, до драматических событий, гробницей бережно сохраняются в созданном Н.В. Успенским музее – Государственном музее городской скульптуры.

Александра Соловьёва

Литература:

Завадская Л. А. Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции 26-28 сентября 1995 г. Новгород, 1996. С. 86-91.

Шкаровский М. В. Судьба мощей святого князя Александра Невского в XVIII–XX веках // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12). С. 247–255.

Пирютко Ю.М., Алексеев А.А., Рытикова В.В. Благовещенская усыпальница: национальный пантеон России, памятник истории и культуры: к 300-летию основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Санкт-Петербург: Государственный музей городской скульптуры, 2013.

ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ.

  1. Негатив. Рака Александра Невского.10 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  2. Негатив. Рака Александра Невского. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  3. Негатив. Рака Александра Невского. Фрагмент. Вид сбоку. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  4. Негатив. Рака Александра Невского с рельефами: битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва на Неве при устье Ижоры. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  5. Негатив. Рака Александра Невского с рельефом: прибытие князя из Золотой Орды в Богородицкий монастырь. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  6. Негатив. Рака Александра Невского с рельефом: прибытие князя из Золотой Орды в Богородицкий монастырь. Вид сбоку. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.
  7. Негатив. Рака Александра Невского с эпитафией в медальоне. 11 мая 1922 г. Фотограф Н.В. Успенский (1885–1947). Негатека ГМГС. Публикуется впервые.

 

©ГМГС, 2022

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: