Вехи памяти. Выставка «90»

Графические произведения, представленные на юбилейной выставке, отражают наиболее важные вехи в биографии нашего музея, жизнь, бытование памятников на улицах и площадях Петербурга.

Монументы XVIII столетия – Медный всадник, памятник А. В. Суворову, Румянцевский обелиск – по-прежнему звучат, как победоносные фанфары нашей истории. Город, воспетый Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Блоком столь же притягателен для художников. Графические работы дают возможность зрителю увидеть неповторимый город, его монументы глазами талантливых и тонко чувствующих художников.

Значительный раздел на выставке посвящен графическим листам, изображающим Некрополи с выдающимися художественными памятниками. Работа по выполнению архитектурных обмеров надгробий началась задолго до музеефикации исторических Некрополей.

В 1912 г. известный архитектор, художник, график В. Н. Талепоровский выполнил обмеры, а затем на их основе создал серию офортов «Памятники Лазаревского кладбища». На выставке представлен ряд листов из этого альбома с изображением надгробий В. Я. Чичагову, Е. С. Куракиной, А. Н. Воронихину. Большое внимание на экспозиции уделено произведениям этой темы 1920–1930-х гг. Многие архитекторы-художники, входящие в Общество «Старый Петербург», выполняли обмеры уникальных памятников и художественных оград старейшего петербургского кладбища. Выделим выразительные и безупречные по технике исполнения архитектурные обмеры, исполненные С. Поль, С. Кауфман.

Следует отметить неоценимый вклад С. В. Поль – наиболее яркого, талантливого художника-архитектора, настоящей подвижницы, соратницы первого хранителя Некрополей Н. В. Успенского. Ее архитектурные чертежи, исполненные акварелью, цветной тушью приобретают значение самостоятельных графических произведений и отличаются особой изысканностью и художественностью.

В истории города, Музея, безусловно, одной из самых важных исторических вех является Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Особый интерес представляют листы, посвященные спасению, укрытию памятников города и некрополей в военные годы.

По заказу музея О. К. Аршакуни, А. К. Барутчев выполнили непосредственные зарисовки, рисунки памятников в процессе укрытия в 1941 года, а после снятия блокады их возвращение на свои места. Момент возвращения на постамент конной статуи Петра Великого перед Инженерным замком нашел отражение в рисунках Барутчева. На другом листе художник отобразил установку скульптур Диоскуров на устои ворот Конногвардейских казарм в 1945 году. Глубоко символичен лист, изображающий снятие укрытий с Медного всадника в 1945 году.

Важны для истории нашего музея произведения художника И. С. Астапова, созданные в 1943–1945 годах. На литографиях мастера запечатлены укрытые Медный всадник, монумент Николаю I на Исаакиевской площади, Сфинксы перед Академией художеств, памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала. Особое значение приобретают его произведения, фиксирующие памятники А. В. Суворову, М. И. Кутузову, Екатерине II без защитных сооружений.

От художника А. Д. Кетова не ускользнул такой факт, как выпуск танков в блокадном городе. Приглушенный колорит, динамичная композиция отличает его рисунок «Танки с Кировского завода – на фронт» на фоне победоносных Нарвских триумфальных ворот.

Строгостью, сдержанностью выразительных средств покоряет гуашь В. М. Судакова «Батарея у Исаакия», на которой изображен надежно защищенный и занесенный снегом монумент Петру I.

Укрытие не только городских монументов, но и памятников музейных Некрополей отражено в рисунках А. К. Барутчева. Заслуживает внимания лист, изображающий раскрытие в 1945 г. от защитных сооружений надгробия известного дипломата, графа Н. И. Панина в Благовещенской усыпальнице. Графические листы А. В. Васильева «Надгробие Е. С. Карнеевой» и О. К. Аршакуни «Надгробие Е. С. Куракиной», «Надгробие М. В. Ломоносова» запечатлели памятники Некрополя XVIII века в войну или сразу же после ее окончания. Особенно поэтична сюита, состоящая из четырех рисунков акварелью, темперой А. В. Васильева, посвященная признанному шедевру И. П. Мартоса – надгробию Е. С. Карнеевой в виде крылатого ангела, склоненного над урной.

В послевоенные годы музейные памятники стали объектами, на которых в значительной степени развивалась ленинградская школа реставрации, заслужившая признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В собрании музея хранятся графические проекты, архитектурные обмеры памятников. Так, в годы войны были повреждены знаменитые Ростральные колонны, они получили «многочисленные выбоины на квадрах постаментов, стволах колонн и фигурах». На основе обмеров колонн, выполненных в 1946-1947 гг. архитектором-художником А. Б. Карповой, «были восполнены утраты в металлических каркасах и медной облицовке ростров…». На выставке экспонируются две ее литографии, созданные на основе этих обмеров.

Представлен на выставке ряд рисунков к проекту восстановления Московских ворот, выполненных Е. Н. Петровой. Так, например, воссоздание гербов потребовало большой предварительной подготовки и она «углубленно изучала российскую геральдику… Каких только животных – фантастических и реальных – не приходилось ей рисовать, воспроизводя гербы Казанской, Ярославской, Костромской, Псковской… губерний».

Нарвские триумфальные ворота в 1941–1944 гг. оказались «объектом жестоких артиллерийских обстрелов. Свыше двух тысяч осколков изрешетило их облицовку». В 1951–1953 гг. проведена их реставрация, в ходе которой выполнены работы по восстановлению скульптурного декора. Для этой реставрации А. Б. Карпова выполнила многочисленные рисунки деталей ворот.

Пострадал в годы войны и памятник Борцам революции на Марсовом поле. На этой экспозиции впервые выставляется строгая, лапидарная цветная линогравюра В. В. Смирнова, изображающая известный мемориал, отреставрированный в 1947–1950 гг.

Не только городские монументы, но и памятники музейных Некрополей активно реставрируются в эти годы. Так, в 1952 г. проводилась реставрация надгробия А. И. Куинджи в Некрополе мастеров искусств. На выставке представлен великолепный рисунок акварелью и гуашью к воссозданию утраченных фрагментов мозаичного панно.

В графических работах петербургских художников изображены многие памятники и произведения монументально-декоративной скульптуры. В поле зрения выдающегося мастера литографии А. С. Ведерникова попали Верстовой столб у Обуховского моста, Сфинкс у Египетского моста. В любимой технике пастели С. С. Бернштейн запечатлел выдающийся конный монумент Петру I у Инженерного замка. В лучших традициях графической школы 1930–1950 гг. Т. Н. Давид в своей цветной линогравюре отразила всю мощь и красоту знаменитого Медного всадника на Сенатской площади, Н. А. Павлов – вознесшийся над Исаакиевской площадью конный монумент императору Николаю I, С. М. Штейнберг – памятники Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади и «Первому русскому плавателю вокруг света» адмиралу И. Ф. Крузенштерну… На выставке также можно полюбоваться прекрасными работами М. В. Добужинского, С. В. Вихарева,  Д. А. Бекарян, В. С. Васильковского, И. Г. Бухман, А. И. Шураева.

Нашей выставкой мы попытались перекинуть мосты памяти через несколько поколений музейщиков и череду событий, которые происходили в истории Музея на протяжении 90 лет. Юбилейная экспозиция позволила более объемно увидеть своеобразие коллекций уникального Музея. 

Ирина Лермонтова
ГМГС, 2022

 

                                                                                

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: