Скульптурная палитра Левона Лазарева

Скульптурная палитра Левона Лазарева. Произведения из коллекции музея

К юбилею скульптора (1928-2004)

Выдающийся петербургский скульптор Левон Константинович Лазарев родился в Тбилиси. Оказавшись перед выбором своего жизненного призвания быть актером или художником, Л. К. Лазарев выбирает путь художника-скульптора. Он начинает свое образование в Тбилисской Академии художеств, затем продолжает в Московском институте декоративного и прикладного искусства, завершает в Ленинграде — в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Именно с Петербургом связана вся дальнейшая творческая жизнь скульптора и художника, в которой поражает широта и многообразие его таланта, его самобытная пластическая манера, насыщенная духовная содержательность образов. Он, как актер проживает истории своих персонажей. Фактура скульптурных произведений Л.К.Лазарева, настолько рукотворна, что видно каждое движение пальцев скульптора, Он творит как живописец — кистью, широкими бронзовыми мазками. Бронзовая «палитра» скульптора многогранна: своеобразная фактура бронзовых поверхностей, экспрессивная, темпераментная манера лепки, динамичная, трепетная игра светотеней, изысканная деформация формы, усиливающая драматический пафос образа, философское, глубокое осмысление темы…

Может поэтому, в советский период, посчитали, что его искусство не вписывается в традиционные рамки допустимых канонов, его работы почти не выставляли, и даже снимали с выставок. А вот в настоящее время многие произведения автора находятся в собраниях ведущих российских музеев — Русского музея, Третьяковской галереи, Музея истории города, Государственного музея городской скульптуры и др.

Особо значимы скульптурные работы Левона Константиновича установленные в городе. Это памятники и мемориальные доски, вошедшие в собрание Государственного музея городской скульптуры. Самобытные, узнаваемые по манере исполнения произведения стали монументальным достоянием города. Они органично взаимодействуют со строгим классицизмом и изысканной барочностью, неповторимого, разнообразного архитектурного облика Петербурга.

Например, памятник Джакомо Кваренги, созданный Л.К.Лазаревым и установленный в 1967 году перед портиком здания Ассигнационного банка на Садовой улице, построенного архитектором Кваренги в стиле классицизма. Памятник-бюст архитектора Д. Кваренги, такой же — классически точный и торжественно выразительный, как и само здание. Неслучайно за основу композиционного решения бюста взята античная форма – герма, все внимание сосредоточено на портрете.

Ясностью, внутренней логикой и классической завершенностью, но и одновременно романтической взволнованностью отмечен бюст немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, установленный в 1999 году у главного входа в здание Лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте. Основой для создания портрета послужила посмертная маска Гёте, копия которой была привезена скульптором из музея в Веймаре, но маска — лишь основа для передачи портретного сходства, эмоциональная выразительность образа передана неравнодушной манерой лепки, в которой проявляется своеобразие творческого почерка скульптора.

Чуть позже в 2022 году, рядом с Лютеранской церквью Св. Петра, напротив памятника Гёте, был установлен еще один бюст, посвященный мировому гению, композитору Иоганну Себастьяну Баху. В этой работе скульптор сумел передать мощь характера Баха, сопоставимого с музыкой композитора.

Но среди всех произведений Лазарева представляется важным отметить по-настоящему новаторский памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову — академику, физику, правозащитнику, лауреату Нобелевской премии мира, человеку, вступившему в борьбу с «государственной машиной» за демократические преобразования в стране, за свободу человеческой личности, нравственных убеждений.

Скульптор Л.К.Лазарев обратился к его образу по зову сердца, разделяя взгляды Сахарова. Жена скульптора, Елена Евгеньевна Лазарева вспоминает, что Левон Константинович испытал сильнейшее потрясение, когда увидел трансляцию выступления депутата Сахарова, где его «захлопывали» не давая говорить, сгоняли с трибуны.

«После трансляции в воздухе повисла такая мрачная тишина, словно случилось что-то ужасное с кем- то из близких. Шок, когда и слов не можешь подобрать. Это продлилось до конца дня, а на следующий день, поднявшись, как обычно, в 5 утра, без завтрака уехал в мастерскую, где уже буквально через неделю, к сожалению я не помню точное количество дней, но в памяти отложилось, что все произошло в очень короткие сроки, он уже показывал мне почти готовую фигуру Сахарова, которая теперь в Вашей музейной коллекции… Фигуру он делал по памяти, на основании того, что увидел по телевизору. Только после того, когда он «выплеснул» свои мысли в скульптуре, он смог более-менее сформулировать свои мысли и чувства. Его тогда поразило мужественное поведение и смелость характера, внутренний стержень и несгибаемость, несмотря на «улюлюканье толпы». Для него после этого случая, образ Сахарова стал сравним с образом Апостола…».

Итак, перед нами страдающий, но несломленный человек. В пластическом решении образа отмечаем необычность позы, ее подчеркнутую «неудобность» — не свободны руки, отведенные за спину, одежда по аналогии со смирительной рубашкой, вытянутая шея и чуть запрокинутая голова.

Нестандартный по форме постамент — гранитный валун — только он удерживает фигуру на земле, устремленную ввысь. И хотя на постаменте начертано: «Академик Сахаров», в созданном образе нет ничего помпезного, академического, нет никаких знаков отличия, регалий, но вместе с тем уверенно ощущается мощь характера.

В современном городе трудно сопоставить данный памятник с каким-то другим – произведение редкое, уникальное даже в творчестве Л.К.Лазарева.

Не менее интересны самобытные скульптурные произведения Л.К.Лазарева в жанре мемориальной доски, мемориального портрета исполненные в соавторстве с петербургскими архитекторами, например, в плодотворном сотрудничестве с архитектором Татьяной Николаевной Милорадович созданы мемориальные доски выдающимся личностям естествоиспытателю Луи Пастеру, певцу Шаляпину Ф.И., поэту Бродскому И.А., кинорежиссёру Учителю Е.Ю. Графически совершенные по начертанию текста, доски органично дополнены скульптурными портретами Лазарева. В каждой из них переданы не только внешнее сходство, но характер, индивидуальность персоны.

Совместно с известным архитектором Видой Васильевной Исаеевой Лазарев работал над мемориальными досками композиторам Мравинскому Е.А. и Шостаковичу Д.Д., более того, при создании мемориальной доски Шостаковичу, участвовала молодой художник-архитектор Елена Пахомова, ставшая впоследствии женой скульптора. Совместно с ней Лазаревым были созданы мемориальные доски Райкину А.И., Дягилеву С.П., Отто фон Бисмарку.

Представляется важным отметить, что единство взглядов, высокий профессионализм позволили Левону Константиновичу и его творческим коллегам создать незаурядные произведения, ставшие подлинными памятниками малой формы, обогатившими городскую коллекцию, дополнившие историческую и художественную ткань города особой выразительностью.

 Неповторимый творческий почерк, своеобразная узнаваемая манера, активная жизненная позиция, знания, талант, умение, а главное всегда душевная заинтересованность и желание по-своему раскрыть создаваемы й образ – все это навсегда осталось в работах большого художника Левона Лазарева.

Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда «Мемориальные доски»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: