На память потомству. Часть 1. Обелиск на месте дуэли А.С.Пушкина

На окраине Новой деревни у Черной речки, в нескольких десятков шагов от проезжей дороги — небольшая полукруглая рощица… Так в газете «Ленинградская правда» от 9 февраля 1937 года начиналась статья об открытии памятника на месте дуэли А.С.Пушкина.

«Здесь 100 лет назад пролилась кровь великого поэта. Здесь упал на снег смертельно раненный Пушкин, сраженный в неравном поединке с самодержавием николаевской России. Вчера в столетнюю годовщину со дня дуэли поэта, сюда со всех концов города шли люди. Шли академики, народные артисты, писатели, поэты, рабочие, вузовцы, школьники, пионеры.

У затянутого холстом памятника-обелиска — академик Н. Державин, писатели Б.Лавренев, М.Слонимский, начальник Ленинградского Управления по делам искусств т. Рафаил  и др.

В 3 часа дня т. Рафаил от имени Областного Пушкинского комитета открывает митинг: «Все его творчество, направленное на подрыв корней крепостного николаевского режима, вызывало ненависть царского дворца. И самодержавие казнило своего великого поэта. Имя Пушкина близко и бесконечно дорого народам Советского Союза. Открывая сегодня памятник поэту на месте его дуэли, мы обнажаем головы над землей, где пролилась кровь певца свободы». С памятника — обелиска спадает холст. На пьедестале высечено: 22/V 1799 г.-29/I 1837 г.» Ниже, фото с подписями — обелиск на месте дуэли Пушкина в Новой деревни, работы арх. Катонина и заслуженного деятеля искусств ск. М.Г.Манизера. Качество фото плохое. Общий вид. Толпа людей. На втором плане обелиск, ветка, дамы в беретках (прим. автора). (Ленинградская правда. 32. 1937. 9 февраля. С.1)

Мысль «сохранить в памяти место, клочок земли, где пролилась кровь поэта» была высказана через две недели после смерти А.С.Пушкина: «Наш долг ознаменовать воспоминание о Пушкине памятником достойным его славы и русской чести. Русские люди! Пусть каждый из нас, кто ценил гений Пушкина, будет участником в сооружении ему надгробного памятника…» (Н. Полевой. Очерки русской литературы. СПб. 1839. ч.1. стр. 229).

Лишь через несколько лет после смерти Николая I (1860 г. – прим. автора), когда имя А.С.Пушкина было полностью реабилитировано и сняты строжайшие запреты с информации о причинах и обстоятельствах гибели поэта, вновь встает вопрос о том, чтобы сохранить для будущих поколений память о месте гибели поэта — обнести его решеткой и положить плиту с соответствующей надписью. Этот вопрос рассматривается на заседании Санкт-Петербургской Городской Думы 23 мая 1880 года. Тогда Городской управе было поручается «образовать комиссию, которая, по отысканию места, где происходила дуэль, представит Думе свои соображения о мерах к сохранению оного на память потомству». (Известия Санкт-Петербургской Городской Думы. 1880. Т.2. 21. С. 1227-1288). Думская комиссии выезжала на указанное место дуэли и «воткнула в землю возле березы маленькую дощечку с надписью», впоследствии дощечка эта исчезла, а сама береза засохла и была срублена. (Газета «Новое время» 1880. 3922. 29 января. С. 21).

Из-за отсутствие достоверных данных, «по которым место поединка А.С.Пушкина могло было бы считать несомненным», Городская Дума отклонила представление Городской Управы об увековечивании места дуэли.

В публикациях 1880-х годов есть сведения о том, что еще в 1840-е годы подлинное или предполагаемое место дуэли, было отмечено неизвестными почитателями поэта — с краю дороги, напротив того места, где упал раненый Пушкин. Там была установлена дощечка с надписью, насаженная на шестик… Дощечка была выкрашена черной краской и на ней написано белыми буквами » 27 января 1837 года против сего места упал смертельно раненный на поединке А.С.Пушкин». Дощечка эта находилась с левой стороны давно оставленной дороги деревни Коломяги, левее существующей, по которой теперь ходят дилижансы» (Газ. «Новое время» 1880 г. 1528, май. С.2).  К 1887 году дощечка исчезла, и эта березка была срублена, а место забыто публикой. К концу 1880-х годов на основе изучения истории местности, многочисленных публикаций, сложилось мнение, что дуэль А.С.Пушкина с Ж. Дантесом состоялась «слева от Коломяжского шоссе сразу за Комендантской дачей» . Официально, в 1887 году считалось, что «место до сих пор не установлено «благодарным потомством» и то пространство, на котором, происходила дуэль, предоставлено под огороды (Петербургская газета. 1887 г. 27. С. 1), высказывалось пожелание, чтобы «участок земли был приобретен в собственность города с целью разведения сквера, и сделана была подписка на сооружение там какого-либо памятника». (Петербургская газета. 1887. 5. С.1) В этом же году на торжественной панихиде на месте дуэли Пушкина «у трех берез», т.е на месте указанном со слов секунданта поэта — Данзасом Константином Карловичем (1800-1870), было принято решение о сооружении памятника. На место дуэли К.К.Данзас выезжал неоднократно, правда с момента дуэли уже прошло десятка лет и сам, Данзас отмечал, что местность очень изменилась. Тем не менее, его воспоминания, как непосредственного участника трагических событий 27 января 1837 года были приняты за основную версию о месте, на котором предполагалось соорудить памятник. Есть свидетельства, что художник А.М.Волков в картине «Дуэль Пушкина с Дантесом» воспроизвел место поединка также указанное секундантом  поэта.

В начале 1890 года «пушкинский уголок» находившийся в запущенном состоянии был передан скаковому обществу, предполагаемое место дуэли оказалось на территории ипподрома. 

К 1899 году, столетию со дня рождения поэта, власти города «планировали позаботиться об ограждении места дуэли поэта решеткой и с постановкой … приличествующего случаю монумента. (Известия Санкт-Петербургской Городской Думы. СПб 1899 г. 12 с. 694-697. Ж. Исторический вестник. СПб. 1899. Март. С. 1080. Апрель. С. 38.) На задворках ипподрома, на скаковом дворе, между забором и изгородью, рядом с конюшнями устанавливается четырехгранный столб с бюстом. Постановкой этого «бутафорского» памятника, сооруженного, на средства скакового общества и больше похожем на памятник жокею, городские власти, очевидно, отделались от создания «приличествующего случаю монумента» (г. «Новое время. 1899. 279. 15 октября. С. 3; Красная газета. 1923 г. веч. выпуск. 24 июня. С.3). Установка этого памятника осталась незамеченной. Тем не менее, место поединка, указанное К.К.Данзасом, было ограждено решеткой.

В последующие годы Городской Управой были предприняты попытки  установки памятника. В 1900 г. даже был объявлен конкурс на создание памятника, на котором архитектор Л.И.Дитрих представил три эскиза предполагаемого памятника, но дальше эскизов дело не пошло.

До середины 1920-х годов на месте дуэли простоял  «бутафорский» памятник, установленный в 1890-е годы скаковым обществом.

В начале 1920-х годах, когда  скаковое общество было ликвидировано, «историческая лужайка, как и вся прилегающая к ней местность была отведена ферме Совхоза. Памятник был «совершенно заброшен, обветрился, медные доски с надписями сорваны… Бюста не сохранилось» (Красная газета. 1923. Веч. выпуск. 24 июня. С.3.). Постамент был перевернут, и валялся в стороне. В 1924 году сохранением памятного места занялось «Общество Старый Петербург — Новый Ленинград». По углублению от фундамента предыдущего памятника было восстановлено его местоположение. Сотрудниками Общества была приведена в порядок и расчищена окружающая площадка, произведен осмотр и обмер сохранившихся частей памятника. (ЦГАЛИ ф.2862.д.21.л.10.1924) Кроме того, в проект празднования 125-ой годовщины со дня рождения А.С.Пушкина была включена закладка памятника на месте дуэли и организация выставки, на которой «было бы желательно иметь специальный отдел, посвященный месту дуэли». Закладка памятника не была осуществлена.     

В начале 1925 года «Обществом Старый Петербург-Новый Ленинград» совместно с Пушкинским Домом вновь объявлен и организован закрытый конкурс на проект памятника А.С.Пушкину на месте дуэли. Одним из условий конкурса являлось использование постамента памятника 1890-го, т.е.  переработка существующего памятника.  На конкурс было представлено пять проектов: два под девизом «Евгений Онегин» и «Владимир Ленский» и три подписные. Их авторы архитектор — художник Катонин Евгений Иванович (1889-1984), представивший два варианта проекта, и студент Академии художеств  П. Волков.

Проекты, датированные 1925 годом условно можно разделить на две группы. Одна из них носит откровенно мемориальный характер и представлена в работе Е.И.Катонина — постамент завершен рустованной урной и наброшенном на него покрывалом, и проектом под девизом «Владимир Ленский» — на постаменте невысокая канилюрованная колонна, перерезанная рустом с надписью: «Место дуэли А.С.Пушкина 27 января 1837 г.». В основе второй группы проектов лежит использование формы обелиска, также предложенной Е.И.Катониным. Характерны скромные размеры памятников, исполнение их из дешевых материалов — кирпич с облицовкой штукатурки под гранит, чугун.

Эти проекты хранятся в фондах Всесоюзного Музея А.С.Пушкина. Они выполнены на высоком художественном и профессиональном уровне. В результате все четыре автора были награждены одинаковыми бронзовыми медалями с изображением А.С.Пушкина. Проект Е.И.Катонина — с колонной — был «признан общественно подходящим для осуществления», однако в целом, по-мнению жюри конкурса,  представленные проекты, не выражали » идеи, характеризующей повод постановки памятника»и поэтому ни один из них не был признан подходящим «для осуществления в натуре». (ЛГАЛИ. фф. 2862. Оп 1. д.42. л.50). Тем не менее, на архивных фото 1934-1935 годов запечатлен временно установленный памятник в виде полуколонны. 

В дальнейшем, высказываясь о постоянном памятнике, один из авторов проекта архитектор Е.И.Катонин указывал на «недопустимость возможности приспособления какого-либо существующего монумента, имеющегося в наличии». Он подчеркивал, что сохранению подлежит небольшая мемориальная роща на предполагаемом месте дуэли, а памятный знак должен служить архитектурным акцентом, соответствующим характеру местности.

Благодаря деятельности « Общества Старый Петербург-Новый Ленинград» и Пушкинскому Обществу, членом которого являлся и архитектор Е.И.Катонин, с 1935 года место дуэли А.С.Пушкина на Черной речки находится под государственной охраной.

В процессе подготовки к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина Е.И.Катонин предлагает начать разработку нового проекта памятника на месте дуэли, предлагая воссоздать историческую среду, восстановить существующую рощу, создав некую эмоциональную зону, связывавшую памятник с городской средой. «Это не сквер, не парк и городской сад, а поэтому и отношение к нему не должно быть аналогично отношению, которое требует какой-либо массив…. Характер монумента не должен напоминать надгробие, так как здесь не могила поэта, а только место дуэли…». Очевидно, что задачи по созданию именно памятника событию места — должны решаться в равной степени как средствами архитектурно-пластического, так и садово-паркового искусств.

Предложения архитектора Е.И.Катонина об «оформлении» места дуэли А.С.Пушкина легли в основу проектирования и создания существующего ныне памятника.

«Вечерняя Москва» в 1934 году пишет: «В 1890-92 гг. на предполагаемом месте дуэли на опушке леса у Чёрной речки, был поставлен небольшой памятник — бронзовый бюст Пушкина. Памятник плохо охранялся, и однажды его не стало! И только в 1930 г. Пушкинское общество решило поставить новый временный памятник — гранитную колонку с датой дуэли. Сейчас член Пушкинского общества художник — архитектор Е.И.Катонин составил проект оформления места дуэли, проект был утвержден Пушкинским обществом. В нескольких шагах от гранитной колонки насаживаются кусты шиповника — символ Дантеса, убийцы Пушкина. Между этими двумя точками прокладывается дорожка, усаженная белыми цветами. По бокам скамейки  в стиле 30-х годов прошлого столетия. К месту дуэли со стороны шоссе ведет тропа. Такая же тропа прокладывается со стороны рощи».  (В ходе благоустройства было высажено 139 деревьев и 4154 кустарника – прим. автора).

11 ноября 1936 года в «Красной  газете» появилась заметка архитектора А.И.Лапирова, в которой говорилось: » На месте дуэли Пушкина решено установить гранитный обелиск высотой в 9 метров. Монумент будет располагаться в центре 20-метровой площадки, по бокам которой — две полукруглые гранитные скамейки. Выдержан обелиск в простых и строгих формах, близких по характеру архитектуре пушкинских времен. Подготовительные работы уже начались. От Коломяжского шоссе к месту дуэли сделана дорога: площадка, где будет установлен обелиск, благоустроена. Проект обелиска утвержден Пушкинским комитетом. Работы выполняются отделом благоустройства Ленсовета под руководством члена Пушкинского комитета Е.Катонина». (На фотографии изображен проект обелиска, по своим пропорциям напоминающий проект Е.Катонина на конкурсе 1925 г., и лишь в деталях отличающийся от осуществленного варианта — прим. автора)

Композиционно памятник прост и лаконичен, с подчеркнутой геометричностью в прорисовке деталей, хотя относительно не велик по масштабу — и это камерность оправдана — сохраняется изящество постановки, устойчивость, убедительность.

С годами скромный памятник стал «любезен» горожанам своей лиричностью, отсутствием помпезности, ощущением «тишины», «покоя» в непосредственной близости от городской суеты, шума.

Молодой архитектор Лапиров Абрам Ильич (1908-1975) реализовал идею своего художественного руководителя — архитектора Е.И.Катонина, внеся в нее определенные коррективы.

В 1925 году Катонин предлагал украсить обелиск рельефом. В 1937 г. скульптурный барельеф был заказан известному скульптору М.Г.Манизеру. Портрет молодого Пушкина по композиции, форме выполнен в стилистике скульптуры 30-х годов – он «ретроспективен». 17 января 1937 году обелиск был установлен, в начале февраля  появился и барельеф. 

8 февраля 1937 года  торжественное открытие памятника состоялось.

В 1939 год по решению Президиума Ленинградского Совета РК и КД памятник-обелиск на месте дуэли А.С.Пушкина был передан в коллекцию Государственного музея городской скульптуры, который следит за его сохранностью. 

История бытования памятника с 1939 года будет опубликована в следующей Главе 2.

По материалам научно-исторической справки «Памятник на месте дуэли А.С.Пушкина» Евсеева Р.С. 1979 г. и Архива ГМГС

Автор  публикации Шишкина Е.А.

©ГМГС, 2021

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: