Памятник В.И. Ленину у Смольного скульптора В.В. Козлова

            6 ноября 1927 года, 95 лет назад, состоялось торжественное открытие памятника В.И. Ленину перед Смольным. Автор монумента, вошедшего в музейную коллекцию Государственного музея городской скульптуры, скульптор Василий Васильевич Козлов (1887-1940) С 1921 по 1922 гг. В. Козлов преподаёт рисунок на скульптурном факультете Высшего художественного училища при Академии художеств, и в самой Академии, имеет там мастерскую. В период 1924-1925 гг. начинаются его первые работы над созданием образа В.И. Ленина. По заказу Производственного бюро Художественного Промышленного Техникума Козлов исполняет для массового производства статуэтку «Ленин» — она стала первым художественным изображением Ильича, тиражной отливкой, предназначенной для «массового потребителя». Несомненно, что работая над этой скульптурой В. Козлов использовал известный снимок начала 20-х, который неоднократно публиковался[1]. Ещё в 1924 г. Козлов выполнил модель для первого монумента, памятника с фигурой Ленина для Иваново-Вознесенска (позднее- г.Иваново). Эта работа явилась подготовкой к созданию монумента у Смольного, при взгляде на который трудно представить, что он не был задуман там изначально[2]. В 1925 г. Козлов начинает работу над вторым вариантом скульптуры Ленина, которая стала в дальнейшем основой для создания ряда памятников. Заканчивает он её в 1926 г., выполнив работу по заказу Производственного бюро Академии художеств. Именно эта скульптура, с незначительными изменениями, использована автором в создании монумента перед Смольным.

Открытие памятника перед Смольным 6 ноября 1927 года стало началом грандиозного празднования 10—летия Великой Октябрьской социалистической революции. Этот монумент стал одним из первых в стране и вторым в Ленинграде. Появлению памятника чаще всего предшествует создание Комиссии, которая уполномочена объявить и провести конкурс на проектирование, обеспечить создание и дальнейшую установку монумента. В преддверии первого юбилея революции сформирована «Октябрьская комиссия», в задачи которой входил весь комплекс подготовки празднования 10-летия революции – торжественные мероприятия в учреждениях, демонстрации и митинги, украшение города, а также открытие памятников и мемориальных досок. В литературе встречаются сведения, что конкурс был объявлен и для создания памятника у Смольного, но, вероятно, скульптуру для этого монумента выбирали из ранее созданных[3]. В августе 1927 года в Ленинграде проходило крупное партийное мероприятие. По приглашению Академии художеств члены правительства, делегаты и участники посещали мастерские, где и могли увидеть работу В.В. Козлова. Можно предположить, что именно после просмотра моделей участниками мероприятия (среди которых были А.В. Луначарский, М.И. Калинин и С.М. Киров) скульптор Козлов получил заказ на дальнейшую работу над памятником для установки перед главным партийным зданием города. Скульптура отливалась в бронзе в литейной мастерской Академии художеств. Отливкой руководили литейщик В.З. Гаврилов и скульптор Я.А. Троупянский.

Статуя, выполненная Козловым для памятника, незначительно варьирует модель, выполненную им по заказу Производственного бюро при Академии художеств. Отличается она только согнутой левой рукой (в первом варианте она вытянута) и тем, что скульптор немного развернул весь корпус вправо, оставив прежнее положение ног. Энергичный разворот плеч и более высокое положение кисти правой руки придали динамичность и большую эмоциональность всей композиции. Моделировка скульптуры проста и ненавязчива. Портрет Ленина, решённый просто и обобщённо, добросовестно передаёт черты Владимира Ильича, запечатлённые на фотографиях, которыми пользовался Козлов. Профессионально вылеплена голова с запавшими щеками и выдающимися скулами. Вздёрнутые и сдвинутые брови, приподнятые верхней губой усы над приоткрытым ртом и выставленный вперёд подбородок с клинышком бороды придают лицу экспрессию и выразительность. В заметке «Открытие памятника Ленину» в «Ленинградской правде» от 6 ноября 1927 дано следующее описание: «…Ильич стоит на гранитной колонне. Вождь зовёт к восстанию. Вытянутая вперёд рука указывает цель и дали. Во всей фигуре – страстная напряжённость борьбы, ленинская простота и сила…Памятник не может восстановить точные черты ленинского лица…это не упрёк скульптору: неуловимы, неповторимы ленинские черты…»

Все исследователи согласны, что большое значение в восприятии этого памятника имело участие в проектировании архитекторов А.В. Щуко и В.Г. Гельфрейха. Гранитный цилиндрический постамент выполнен из розового кованого гранита, доставленного из-под Череповца. База постамента установлена на невысоком четырёхгранном двухступенчатом подиуме. Постамент опоясан бронзовой накладной лентой с накладными литыми литерами надписи: «Да здравствует диктатура пролетариата», ниже «1917-1927». Несмотря на то, что архитекторы работали по-отдельности от скульптора, результат получился замечательный. Все сложности, сопутствующие установке монументальной скульптуры в существующем уже архитектурном ансамбле, удачно преодолены творческой бригадой. Пропорции, соотношение скульптуры, постамента и классического фасада Смольного выбраны архитекторами чрезвычайно удачно. Удалось не нарушить гармонию и ясность классицизма Кваренги, сохранив цельность ансамбля. При взгляде на памятник с другого ракурса, со ступеней Смольного, он так же хорошо смотрится на фоне видимых в перспективе классических пропилей[4].

Памятник приобрёл большую известность, отливки распространялись по всему Советскому Союзу (более 40 памятников в разных городах). Также, многочисленные фотографии, публикации в прессе, открытки способствовали популярности этого ленинского образа, ставшего вскоре неким эталоном (если не шаблоном). Сам В.В. Козлов уже в 1925 г. выражал обеспокоенность «массовым тиражированием» одной из своих скульптур, и в данном случае вряд ли сам стремился к такому широкому распространению своего творения.[5] Многочисленные повторы снижают ценность предмета искусства, лишая его уникальности, вызывая ассоциации с предметом промышленного производства. Тем не менее, первый монумент по этой модели, установленный в Ленинграде, сразу же стал одним из символов города, и остаётся им до сих пор

[1] «Ленин В.И. произносит речь на Красной площади (с Лобного места) на открытии памятника Степану Разину 1 мая 1919 г. Фот. Гольдштейн Г.П.» Публикации: Красная Нива, № 4, 1929; Ленин. Собрание фотографий и кинокадров: В 2 т. М., 1970;. и мн. др.

[2] На этом месте находился памятник Карлу Марксу работы А.Т. Матвеева, созданный по Плану Ленинской монументальной пропаганды (1919 г.) Через некоторое время памятник, выполненный из «временных материалов», стал разрушаться, и в 1924 г. демонтирован.

[3] Конкурс на памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала 1926 г. Было представлено около 60 проектов.

(Нам представляется, что у исследователей произошло «наложение» событий: часть моделей минувшего конкурса на памятник Ленину у Финляндского вокзала всё ещё находилась в Академии художеств). В перечне работ скульптора, неоднократно составленном им самим, нет упоминания об участии в конкурсе на памятник Ленину у Смольного. Например: ЦГАЛИ, ф.150, оп.1, д.166, л.12. Участие в конкурсах.

[4] Проект пропилей разработан в 1923 г. архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом.

[5] ЦГАЛИ, ф.150, д.130, л.14. «Заявление в Правление Академии Художеств от скульптора В.В. Козлова. Получив сведения о том, что своевременно выпущенная Г.Х.П. техникумом фигура В.И. Ленина в 2 1\2 арш. по вылепленной мною модели до сего времени распространяется в неограниченном количестве экземпляров и устанавливается техникумом в различных городах СССР на открытых местах, площадях и т.п., тогда как она была выполнена мною исключительно для установки её в закрытых помещениях. Одновременно с этим распространение вышеназванной фигуры превысило то допустимое количество, которое идёт уже во вред развитию дальнейшей индивидуальной работы по выявлению наилучших форм изображения В.И. Ленина как лично в моей работе, так и моих товарищей скульпторов…В виду принципиальности данного вопроса обращаюсь к авторитету Академии Художеств с просьбою — возбудить ходатайство перед соответствующими инстанциями о прекращении распространения вышеуказанной скульптуры. 28. 10.25. Козлов».

Е.В. Шудрова. Старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, Хранитель фонда открытки

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: