Один из крупнейших скульпторов русского классицизма первой трети XIX в. Степан Степанович Пименов родился в семье мелкого служащего в 1784 г. Обнаружив у сына художественные задатки, родители отдали одиннадцатилетнего мальчика учиться в Академию художеств. Работы Степана неоднократно отмечались высшими наградами Академии. Так, в 1801 г. он получил серебряную медаль за «лепление с натуры», на следующий год — золотую медаль за барельефную композицию «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду».
В 1802 г. Пименов принял участие в конкурсе на создание надгробного памятника своему недавно скончавшемуся наставнику, профессору Академии Михаилу Ивановичу Козловскому (гипс, ГРМ). Победителем стал В. И. Демут-Малиновский, создавший барельефную композицию. Пименов получил Вторую золотую медаль, представив музу ваяния в образе молодой прекрасной женщины, задумчивой и печальной.
В 1803 г. Степан Степанович окончил Академию художеств, получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Умерщвление двух варягов-христиан, отказавшихся поклониться Перуну». Вскоре он вместе с другим талантливым выпускником Академии В.И. Демут-Малиновским приступил к созданию скульптурных украшений для Казанского собора, строившегося по проекту зодчего А. Н. Воронихина в 1801—1811 гг. Пименов выполнил для главного фасада две статуи, изображавшие князей Владимира (1804—1807) и Александра Невского (1811). Обе скульптуры были отлиты прославленным русским мастером В. П. Екимовым, при участии которого были выполнены такие знаменитые монументы, как памятник К. Минину и Д. Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову М.И. Козловского, фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли Б.И. Орловского. За статую князя Владимира Степан Степанович был избран в академики. После торжественного открытия Казанского собора его успехи были замечены руководством Академии художеств — скульптора произвели в адъюнкт-профессоры и оставили на преподавательской работе.
В это же время Пименов и Демут-Малиновский создали две монументальные скульптурные группы для здания Горного института, сооруженного также по проекту А. Н. Воронихина в 1806—1811 гг. Обе группы по своей теме земли, ее недр, подземного мира, покоренных людьми, связаны с назначением постройки. Пименов обратился к древнему мифу об Антее, сыне богини Земли Геи, черпавшем силы от нее и, благодаря этому, непобедимом. Чтобы повергнуть Антея, Гераклу надо было оторвать его от земли. Скульптор передал самый напряженный момент схватки: Геракл в полном напряжении сил поднимает Антея. Скульптурная группа «Геракл и Антей» прекрасно гармонирует с величавой торжественностью здания, массивными колоннами дорического портика. Выполненная из пудостского камня Самсоном Сухановым, она была восторженно встречена петербургской художественной общественностью. Бронзовый отлив с модели был помещен в Русский музеум, основанный П. П. Свиньиным.
В 1811 г. С. С. Пименов совместно с Ф. Ф. Щедриным, И. И. Теребеневым, В. И. Демут-Малиновским был приглашен для создания скульптурного убранства строившегося по проекту А. Д. Захарова здания Адмиралтейства. Среди исполненных Пименовым статуй (известно, что только за 1812 г. он создал «16 фигур из пудожского камня») были аллегорические изображения Огня, Воздуха, Лета, колоссальные статуи стран света — Азии, Америки и рек — Днепра и Невы, предназначавшиеся для верхней колоннады башни. К сожалению, в 1860 г. они были уничтожены.
Деятельность Степана Степановича в начале XIX века отличалась необычайной разносторонностью. Создавая произведения монументальной скульптуры, он работал и в области малой декоративной пластики. В 1807 г. был приглашен на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в качестве модельмейстера. В период с 1810 по 1820 гг. работал над созданием многочисленных жанровых статуэток и фарфоровых скульптурных композиций для дворцовых парадных сервизов: «Гурьевского» (1809-1815), «Бабигонского» (1824), «Министерского» (1828). На главном фарфоровом производстве Российской Империи мастер трудился до 1831 г. Наследие Степана Степановича было признано и после Октябрьской революции 1917 г. Так, в 1923 г. на уже Государственном фарфоровом заводе по эскизам С. С. Пименова 1817 г. были произведены повторы статуэток «Девушка с разбитым кувшином» и «Водоноска» («Светлана»). Последними работами скульптора на фарфоровом заводе были группы «Переход русских войск через Дунай» и «Покровительство России Молдавии и Валахии» (1829), явившиеся откликом на события русско-турецкой войны 1828 г.
Наиболее активный период творческой деятельности Пименова, с конца 1810-х до начала 1830-х гг., связан с именем архитектора К. И. Росси. В содружестве с зодчим и со своим другом В.И. Демут-Малиновским скульптор создал лучшие монументально-декоративные работы. Начало их совместной деятельности относится к 1817 г., когда Пименов исполнил модели воинов для фасадов павильонов Аничкова дворца в Петербурге. В 1821-1823 гг. Росси пригласил скульпторов участвовать в работах по украшению двух больших строившихся дворцов — на Елагином острове и Михайловского. Для Елагиноостровского дворца Пименов создал модели декоративных статуй, предназначавшихся для фасадов кухонного корпуса, барельефы и гермы для оранжереи и горельефные фигуры для вестибюля. Во внешнем убранстве Михайловского дворца (ныне здание Гос. Русского музея) Пименову принадлежат скульптурная композиция крылатых фигур Славы, изображения трофеев в тимпанах главного фасада и рельефы над окнами первого этажа. В интерьерах дворца из исполненных Пименовым декоративных украшений сохранились лишь кариатиды в галерее и барельефы в Белоколонном зале.
В творческом содружестве с Демут-Малиновским Пименов участвовал в 1827-1828 гг. в оформлении здания Главного штаба, торжественная арка которого задумана Росси как памятник победе в Отечественной войне 1812 г. Увенчавшая арку скульптурная группа колесницы Победы, включающая шестерку коней, с двух сторон удерживаемых под уздцы двумя римскими воинами, колесницу и крылатую фигуру Славы (Пименов), — вершина творчества двух выдающихся русских ваятелей. Ими также исполнены военные доспехи, фигуры античных воинов – молодого (Демут-Малиновский) и старого (Пименов) – по сторонам арки. Вся арка — пример органичного синтеза архитектуры и пластики, первый опыт русских ваятелей в создании скульптуры из листовой меди.
Затем мастера исполнили скульптуры для двух больших зданий, входивших в ансамбль Александринской площади (пл. Островского), созданной Росси в 1827-1832 гг. Для Императорской публичной библиотеки Пименовым были созданы статуи Гомера и Платона, для Александринского театра – колесница Аполлона из листовой меди. Правительственные здания Сената и Синода, построенные Росси в 1829-1834 гг., также украшены скульптурами Пименова и Демут-Малиновского.
Последние монументальные работы скульптора связаны с оформлением Нарвских триумфальных ворот, возведенных архитектором В.П. Стасовым на месте деревянных (Дж. Кваренги), пришедших в ветхость (1827-1832 гг.). Это памятник русскому оружию, одержавшему победу в Отечественной войне, памятник доблести и славы русских воинов. В самый разгар работ царь приказал уволить Пименова. Едва добились разрешения завершить ему начатую работу. Скульптор исполнил статую пожилого витязя в древнерусских доспехах, которая помещена между колоннами на пьедестале, а для колесницы Победы, венчающей арку, — фигуру Славы.
На протяжении многих лет скульптор преподавал в Академии художеств, но в 1830 г., по повелению Николая I он был отстранен от преподавания и уволен «за независимость и смелость суждений». Выдающийся скульптор должен был оставить любимую работу в расцвете сил. Пименов Степан Степанович скончался в 1833 г. в возрасте 49 лет.
Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 74-79.
С веком наравне. Книга о скульптуре. Т.3.Москва, «Молодая гвардия», 1974, с. 61-75.
Цепляев А.А. Конная скульптура Санкт-Петербурга. Гиппопластика. СПб, 2011.
Скульптура. (История и современность). Сборник научных статей.Ч.2. СПб, 2003, с. 11-14
©Елена Кондратьева, экскурсовод