«Солдат, войною обожжённый, навек влюблённый в Ленинград» Город 1950-1960-х в фотооткрытке

Поэтическая строка заглавия прозвучала в адрес одного замечательного фотографа, автора видовых открыток, о котором будет сказано ниже. Но отнести эти слова можно ко всем фотохудожникам, воспевшим наш город.

В фонде открытки Государственного музея городской скульптуры немало интересных экспонатов. Среди них не только антикварные, рубежа XIX-XX веков, большую долю собрания занимают советские послевоенные открытки. Следуя специфике коллекции, в основной массе музей хранит видовые фотооткрытки с изображением ленинградских улиц, набережных и мостов, скверов и площадей с памятниками, декоративной скульптурой. Открытка, выполненная фотоспособом, т.е. напечатанная как обычная фотография на бумаге, стала активно распространяться в 1930-е, с развитием советской фотоиндустрии. В 1931 году появляется трест «Союзфото», по негативам которого издано большое число фотооткрыток. В послевоенное время широкое распространение получает цветная открытка, исполненная способом «высокой», типографской печати. Фототкрытка конца 40-х- начала 60х годов, в подавляющем большинстве цветная, не всегда воспринимается сегодняшним зрителем, привычным к современной высококачественной полиграфии. Следует учесть, что к работе мастеров фотографии претензий быть не может, это огрехи печатного производства той поры. Многие фотографы начинали работать ещё до войны. В основном они были корреспондентами, ставшими в годы Великой Отечественной военными.

В рамках этой выставки предлагаем вспомнить имена некоторых фотографов-участников войны, в чьих работах запечатлён образ Ленинграда.

Иван Михайлович Шагин (1904-1982) начал работать уже в конце 20-х, этот прославленный советский фотохудожник прошёл всю войну. Шагин был одним из ведущих мастеров, работавших в цвете. В нашей экспозиции три открытки, выполненные по его негативам, выпущенные в 1949 году издательством «Искусство». Это памятники в г.Пушкине и ностальгический для многих, утраченный вид аллеи в Летнем саду.

Альфред Яковлевич Сэккэ (р.1900) был фотографом в Ленинградском отделении треста «Союзфото» с 1930-х годов. Чёрно-белые снимки прекрасного качества, отпечатанные фотоспособом, удивительное свидетельство жизни довоенного Ленинграда. В октябре 1942 года А. Сэккэ, несмотря на возраст, уходит на фронт, и служит всю войну в фотовзводе. Альфред Яковлевич награждён Орденами Красной звезды, Отечественной войны и медалями. Открытки его авторства в нашей коллекции относятся к 50-м годам, среди них виды памятников Глинке, Ленину, Чернышевскому. На последней открытке, изданной в 1952 году, вид недавно открытого памятника писателю. На заднем плане молодые деревца будущего сквера, а здание гостиницы «Россия» появится там только через десять лет. Такая открытка документально засвидетельствовала окружение нашего музейного памятника, отразила страницу его бытования.

Певцом ленинградского пейзажа называли выдающегося фотохудожника Леонида Леонидовича Зиверта (1905-1988). Всю жизнь он занимался двумя направлениями: фотографией и живописью. Вероятно поэтому его работу фотографа отличает точное чувство композиции, соотношения цветовых и световых «пятен». В годы блокады Л.Зиверт работал как художник, являлся участником Первой выставки произведений художников-фронтовиков, состоявшейся в 1943 году. Как фотограф Л.Зиверт активно работал вплоть до 1970-х гг. Его фотоальбом чёрно-белых снимков «Силуэты Ленинграда» 1971 года стал эталонным. В нашей экспозиции послевоенных работ представлены цветные фотооткрытки, в частности, памятник Медный всадник 1948 г. и Московский вокзал 1957 г.

Упомянутый адресат строки, давшей название выставке, знаменитый фотохудожник Илья Борисович/Борухович Голанд (1918-1977). В 2018 г. в Доме журналиста проходила замечательная выставка, посвящённая юбилею И.Б. Голанда, где прозвучали эти стихи (С.М. Малахова). Уникальнейший фотограф-новатор, «пионер цветной печати», каким он стал впоследствии, пришёл к фотографии в результате тяжёлого ранения в годы Великой Отечественной войны. В 26 лет он лишился обеих ног, но ещё в госпитале увлёкся фотографией, что наверное помогло ему жить дальнейшей полноценной жизнью. Она была, несомненно, именно такой. Например, освоив автомобиль с ручным управлением, И. Голанд объездил все окрестности Ленинграда, снимая, экспериментируя с цветом и светом. Он ездил и по СССР, о чём свидетельствуют многочисленные фотооткрытки с видами различных мест, от Калининграда до Байкала, Крыма и Кавказа, причём в горах он ездил верхом на лошади и при этом снимал.

И. Голанд стал автором уникальных фотоальбомов «Москва» (1957 г.) и «Ленинград» (1964 г.) Поражает качество снимков, выполненных в 50-е-70-е гг., которые при широкоформатной печати не утратили ни чёткости, ни красок. Новаторским был его метод, включавший в себя фотосъёмку кадра большого формата на цветную негативную плёнку и в изготовлении контактным путём комплектов цветоделенных диапозитивов с цветного негатива для типографии. Это новшество на десятки лет предвосхитило возможности современных компьютерных фоторедакторских программ. В рамках видеовыставки представляем лишь малую часть работ И.Б. Голанда из нашего собрания.

Несомненно, ярким представителем отечественной видовой фотографии стал Танфель Борисович Бакман (р.1907). В 30-е гг. Т.Бакман трудился на ленинградских предприятиях, был инженером-изобретателем. В годы войны служил на Дороге жизни в звании техника-лейтенанта, сделал ряд важных изобретений для военных целей. Награждён Орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда». Фотографией Т.Б. Бакман занялся уже после войны. Его цветные панорамные снимки городов СССР поражают своим качеством и техническим уровнем, удивительным для тех лет. Конечно, профессия и талант инженера-изобретателя помогали ему в этом. Самые качественные открытки печатались в московском издательстве «Планета», с которым в 60-е-70-е сотрудничал Т.Бакман. К 50-м годам относятся цветные открытки из нашей коллекции, представленные на этой выставке.

Рафаила Абрамовича Мазелева (1911-1975) также, как многих знаменитых мастеров-фотографов, следует отнести к пионерам советской фотожурналистики. И, как они, Р.Мазелев встретил Великую Отечественную с камерой в руках, пройдя с ней все военные невзгоды и испытания. С июня 1941 года он снимает хронику ТАСС: добровольцев, записывающихся на фронт, моряков и зенитчиков на боевом посту, Дмитрия Шостаковича во время дежурства на крыше на известнейшем снимке, артистку Ленконцерта, отогревающую зябнущие ноги перед выходом на блокадные подмостки. Много снимал Р.А. Мазелев на «Дороге жизни», победу встретил в Берлине. Открытки Мазелева в нашей коллекции относятся к 50-м-60-м годам, например, ставший классическим вид на Исаакиевский собор с Мойки, с неузнаваемо-зелёными набережными. Или тоже эталонный вид на Петропавловскую крепость с Троицкого моста, чёрно-белая фотооткрытка, выпущенная комбинатом «Ленфотохудожник» тиражом 10 тыс. экземпляров. Автор «встроил» в композицию мощный фонарь-торшер, который «держит» кадр, а в нём мост, небо и двух мальчишек 1951 года, идущих куда-то на Петроградскую сторону. На открытке с видом Нарвских Триумфальных ворот — отдела и, одновременно, экспоната нашего музея, совершенно изменившаяся площадь Стачек с красными трамвайными вагонами у подножия памятника.

Борис Васильевич Уткин (1917-1999) тоже относится к плеяде довоенных фотографов. С 1938 года он был фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС. Во время войны служил военкором Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. Ему удалось создать фотолетопись боевых будней защитников крепости Орешек. После войны работал в газете «Вечерний Ленинград», собственным корреспондентом ряда журналов, Совинформбюро, фотографом Художественного фонда РСФСР. Его работы в открытке не многочисленны, но тоже имеются в нашем собрании.

Перед нами послевоенный Ленинград, восстановившийся после страшной блокады, выстоявший и несломленный. Открытки этого периода невероятно оптимистичны, несут особый жизнеутверждающий message, посыл, наступает время «оттепели». Помимо художественной ценности фотооткрытки имеют значение документа, фиксирующего эпоху, время. По этим открыткам можно изучать историю страны и города, которых больше нет. Но такие артефакты по-прежнему нужны и интересны.

Фотографы, много раз видевшие смерть через объектив своих камер, прежде всего ценили жизнь, мир, человека в мире. Наверное, они и спустя десятилетия стремились запечатлеть, зафиксировать мирную жизнь и красоту великого города, который вечен.

©Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки.

©ГМГС, 2020

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: