Владимир Васильковский — автор мемориальных досок

Мемориальная доска по своей сути – один из жанров монументального искусства, по своей сути — памятник малой формы, неразрывно связанный с местом установки, конкретизирующий  факт, изложенный в тексте доски.

Очень важны не только литературная составляющая, но и графическое изображение текста. Поэтому шрифт, расположение его на плоскости доски, выразительность начертания – важнейшая акценты общего композиционного решения мемориальной доски помимо размера, масштабного соотношения, выбора материала доски и других декоративных, символических деталей.

Первые мемориальные доски, созданные Васильковским относятся к 60-м годам прошлого XX века, последние — к XXI веку, настоящему.  

Разнообразные тематически мемориальные доски, созданные Васильковским, индивидуальны по своему стилю, образности, эмоциональному восприятию.

Выбор шрифтов разнообразен: от строгих по очертанию до начертанных свободно, артистично, от заполняющих всю плоскость независимо от общей площади поверхности доски до каждая литера видна, словно на просвет.

С большой авторской заинтересованностью используется прием комбинации темного и светлого тона в плоскости камня.

Этот прием использован, например, в мемориальной доске Подвойскому Н.И. – деятелю периода Октябрьской революции – установленной на Галерной улице, 5 в 1960 году. На белом мраморе выборка букв темного тона. Создается впечатление своеобразной «полосатости» плоскости доски. Или, мемориальная доска ученому Тарле Е.В., установленная на Дворцовой набережной, 30 — в толще темного по тону гранита – светлый профилированный портрет ученого и буквы.

Прием, безусловно, декоративен, вероятно, этим и привлекает Васильковского – художника-прикладника, его архитектор будет применять неоднократно.

В 1960-ом году создана мемориальная доска писателю  Саянову В.М. на доме №2/9 по Чебоксарскому переулку. Крупные, одинаковые по высоте и масштабу, врезные, тонированные буквы заполняют всю плоскость светлого мрамора, оставляя при этом убедительное впечатление ясности, четкости данного текста и значимости памятника в целом.

Обратим внимание на серию мемориальных досок, исполненных в бронзе. Это мемориальные доски, посвященные художникам Крамскому И.И., Куинджи А.И. на Биржевой линии В.О., 18 и скульптору Опекушину А.М. на Каменноостровском пр.

В декоре произведений использован мотив символической гирлянды из лавровой ветви, перевитой лентой – символ славы, памяти. В декоре мемориальной доски художнику Рериху Н. К. на Большой Морской ул., 38, аналогичная гирлянда выполнена в камне.

В композиции мемориальной доски к 200-летию Национальной библиотеки, архитектор сумел элегантно, выразительно совместить различные по форме объемы, материалы. Основная плоскость – гранитная, прямоугольная, в центре которой круглая бронзовая доска – своеобразный медальон с литым текстом.

Убедительны произведения, созданные Васильковским совместно со скульпторами, при этом текст остается предельно выразительным компонентом, несмотря на включение в композицию, как правило, бронзового накладного портрета. Примерами являются мемориальные доски ученым Гаккелю Я.М., Граффтио Г.О. на фасаде здания на Московском пр., 9, выполненные из гранита с четко структурированным довольно обширным текстом и бронзовыми профильными портретами, исполненными скульптором Петиным В.П.

Общая работа со многими ленинградскими, петербургскими авторами обогащала образный строй произведений.

Интересный аспект сотрудничества представлен в мемориальной доске основателю детской легкоатлетической школы «Зенит» В.И.Алексееву, установленной по адресу: проезд Раевского, 16. Основная часть гранитной доски занята портретом тренера Алексеева, исполненным скульптором Королюком А.А. Под портретом изображены две фигуры обнаженных бегунов-атлетов. Их силуэты, выделенные кирпично-красным цветом, динамика движения, воскрешают в памяти ассоциации с краснофигурными росписями на знаменитых древнегреческих вазах, с древнегреческими олимпийскими играми. Текст размещен в нижней части доски, непосредственно в граните, врезными светлыми знаками. Несмотря на насыщенность композиции, произведение производит удивительное впечатление лаконизма и, главное, гармонии.

В 1970-х годах Васильковский активно работает с близким ему человеком, архитектором, «увлеченным шрифтовиком» Татьяной Николаевной Милорадович (1929-2010), ставшей самостоятельным, имеющим свой выразительный творческий почерк автором, создавшим в последующие годы многие мемориальные доски города. Их совместной работой являются мемориальные доски писателю Ольге Форш на ул. Куйбышева, 3, изобретателю электрической лампочки Лодыгину А.Н. на Суворовском пр., 60, руководителю обороны Ленинграда, партийному деятелю Кузнецову А.А. на Кронверкской ул., 29/37 и маршалу Пересыпкину И.Т. на Тихорецком пр., 1, режиссёру Товстоногову Г.А. на фасаде БДТ по наб. реки Фонтанки, 65 и другим выдающимся личностям.

В мемориальной доске писательнице — драматургу Форш О.Д. по адресу ул. Куйбышева, 3, выполненной из гранита в технике бучардирования, использован прием заполнения текстом всей гранитной плоскости, сочетая эту наполненность символическими деталями – изображением стилизованной розы. Подобный рисунок розы часто встречается в графических работах Васильковского, в оформлении проектных листов, как личный, декоративный знак автора.

Мемориальные доски, созданные по проектам В.С.Васильковского, обогатили образную ткань города, его историческую летопись, став воплощением мастерства, художественного вкуса и профессионализма автора.

Шишкина Е.А., хранитель фонда «Мемориальные доски».

©ГМГС, 2021

 

 

 

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: